Реверсивный бесконтактный тахогенератор для следящих систем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцналнстнчесннк

Республик

ОПИСАН

ИЗОБРЕТЕН

ООО

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТ (61) Дополнительное к авт. свид-в (22) Заявлемо 2602;у9 (21) 27 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет—

3/46

29/02

Государственный комитет

СССР оо делам изобретеиий и открытий

Опубликовано 151280 Бюлл

Дата опубликования описания

621.313.

:681.118.

088.8) (72) Авторы изобретения

М.А.Зубов, А.Г.Куличенко, Т.A.Куличенко

В.Б.Никулин (71) Заявитель

Рязанский радиотехнический институт (54) РЕВЕРСИВНЫЙ БЕСКОНТАКТН6И ТАХОГЕНЕРАТОР

ДЛЯ СЛЕДЯЩИХ СИСТЕМ

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для измерения скорости вращения, и может быть использовано в электромеханических следящих системах для коррекции их динамических характеристик °

Известны реверсивные тахогенераторы постоянного тока, содержащие щеточно-коллекторный узел.Эти устройства отличаются простотой кон- 10 струкции ji).

Основной их недостаток состоит в низкой надежности щеточно-коллекторного узла.

Известны бесконтактные асин- 15 хронные реверсивные тахогенераторы, надежность которых вьтае из-эа отсутствия щеточно- .коллекторного узла fi)

Существенный недостаток этих тахометрических устройств состоит в 20 том, что для их работы требуется отдельный источник опорного напряжения переменного тока, что ухудшает массогабаритные показатели тахогенератора в целом. 25

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является реверсивный бесконтактный тахогенератор посто.янного тока, содержащий синхронную 30 машину, статорная обмотка которой через выпрямительный мост подключена к одному входу реверсивного мостового каскада, другой вход которого соединен с выходом фазочувствительного устройства, состоящего из логической схемы, управляемой датчиком положения ротора, а к выходу реверсивного мостового каскада подключена нагрузка (2).

Основные недостатки этого тахогенератора связаны с наличием отдельного датчика положения ротора, в результате чего увеличиваются момент инерции ротора, масса и габариты всей машины, требуются дополнительные источники для питания датчика.

Цель изобретения — уменьшение инерционности и улучшение массогабаритных и энергетических показателей бесконтактных тахогенераторов постоянного тока, используемых для коррекции след ццих систем, повышение их надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в реверсивном бесконтаКтном тахо генераторе для следящих систем, содержащем синхронную машину, статорная обмотка которой через выпрямительный мост подключена к одному входу

788000 реверсивного мостового каскада, другой вход которого соединен с выходом фазочувствительного устройства, а выход — с нагрузкой, фазочувствительное устройство содержит два однополярных реле, формирователь имцульсов по переднему фрон у и. две схемы совпацения, на вход первого однополярного реле подключен сигнал рассогласования следящей системы, а выход через инвертор подключен к первому входу первой схемы совпадения и непосредственно к первому входу второй схемы совпадения, на вторые входы схем совпадения через второе однополярное с зоной нечувствительности ре- ле и формирователь импульса по переднему фронту подключен выход выпрями,тельного моста, выходы схем совпадения подключены на входы триггера, выход .которого подключен на вход фазочувствительного устройства.

На фиг. 1 изображена блок-схема тахогенератора, на фиг. 2 — эпюры сигналов на элементах схемы.

Схема содержит синхронный тахогенератор 1, выпрямительный мост 2, реверсивный мостовой каскад 3, нагрузку 4, второе однополярное с зоной нечувствительности реле 5, формирователь б импульса по переднему фронту, первая 7 и вторая 8 схемы совпадения. соответственно,первое однополярное реле 9, инвертор

10 л триггер 11. (ю 1 в выходное напряжение выпрями тельного моста, U — выходное напряжение реверсивного мостового каскада, B — выходной угол следящей систеMbl g ошибка (сигнал рассогласования) системы.

Напряжение, снимаемое со статорных обмоток синхронного тахогенератора 1, выпрямляется выпрямительным мостом 2 и подается на реверсивный мостовой каскад 3 с нагрузкой 4 и на второе однополярное с — зоной не"1увствительности реле 5, выход которого через формирователь

6 импульса по переднему фронту поступает на вторые входы первой и второй схем 7 и 8 совпадения. Сигнал рассогласования следящей системы, для коррекции которой используется предлагаемый тахогенератор, через первое однополярное реле 9 подается на первый вход второй схемы 8 совпадения и через инвертор 10 на первый вход первой схемы 7 совпадения. Выходы схем 7 и 8 совпадения подаются на входы триггера 11,выход которого подключен к реверсивному мостовому каскаду 3.

Вьходной угол 3 в следящей системе, где используется для целей коррекции предлагаемый тахогенератор, при типовом ступенчатом входб5 ном воздействии носит, например,колебательный характер. Он изображен на диаграмме 9 (фиг.2), ниже изображена диаграмма изменения сигнала ошибки Е системы, подаваемого на первое однополярное реле 9, Выходной сигнал g однополярного реле 9 поступает через инвертор 10 и непосредственно на первые входы первой

7 и второй 8 схем совпадения. Выпрямленный выходной сигнал (а (синхронного тахогенератора является модулем производной от сигнала ошибки следящей системы и на выходе второго однополярного с зоной нечувствителен ности реле 5 дает изображенный на диаграмме Х импульсный сигнал, передние фронты которого (диаграмма 5) после формирователя б импульсов поступают на. вторые входы схем 7 и 8 совпадения . Эти импульсы поочередно проходят через схемы 7 и 8 совпадения либо на один, либо на другой вход триггера 11, меняя его состояние и, следовательно,.меняя полярность выходного напряжения и реверсивного мостового каскада 3 на нагрузке 4,. т.е. полярность выходного напряжения тахогенератора определяется тем, через какую схему совпадения пройдет импульс переднего фронта с выхода формирователя б импульса на входы триггера 11. Выбор схемы совпадения определяется полярностью сигнала в момент прихода импульса переднего фронта. В результате полярность сигнала И на выходе реверсивного мостового каскада соответствует полярности напряжения, которое было бы,например, на выходе реверсивного коллекторного тахогенератора постоянного тока.

Таким образом, предложенное устройство имеет внешнюю характеристику| реверсивного тахогенератора,но при этом в нем отсутствует датчик положения ротора, что улучшает массогабаритные и энергетические показатели устройства, уменьшает инерционность его вращающихся частей и повышает в целом его надежность.

Формула изобретения

Реверсивный бесконтактный тахогенератор для следящих систем, содержащий синхронную машину, статорная обмотка которой через выпрямительный мост подключена к одному входу реверсивного мостового каскада, другой вход которого соединен с выходом фазочувствительногo устройства, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения инерционности, тахогенератор снабжен инвертором и триггером, фазочувствительное устройство содержит два однополярных реле, формирователь импульсов по переднему фронту и две схемы совпадения, вход

788000 бО

Ю

ВНИИПИ Заказ 8343/51 Тираж 1019 Подписное

Филиал ППП"Патент",r.ужгсрод,ул.Проектная,4 первого однополярного реле служит для подключения сигнала рассогласования, а выход через инвертор соединен с первым входом первой схемы совпадения и непосредственно с первым входом второй схемы совпадения,вторые входы схем совпадения через второе однополярное реле и формирователь импульсов подключены к выходу выпрямительного моста, а выходы схем совпадения подключены на вход триггера, выход которого подключен на вход фа.зочувствительного устройства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Техническая кибернетика.устройство и элементы систем автомати5 ческого регулирования и управления.

Енига 2 . Под ред. B.Â.Cîëoäoâíèêo» ва.N.,"Èàøèíoñòðoåíèå", 1975, с. 563-587!

О 2. Авторское свидетельство СССР

Р 197313, кл. Н 02 К 29/02, 1966.