Ограничитель вращения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О11ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсккк
Социалистических республик
<и,788101
-Ф (6I ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 12.02.79 (21) 2733281/18-24 с присоединением заявки Ж (28) Приоритет (51)М. Кл.
G 05 G 5 04
Гоеударстаенный комитет до делам изобретении н открытий
Опубликовано 15.12.80 Бюллетень М 46
Дата опубликования описания 15.12.80 (53) УДК 621 — 327 (088.8) (72) Авторы изобретения
И. Л. Гоз, Л. А. Логвинов, Б. Г. Марчевский и А. Г. Никольский (7l) Заявитель (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ ВРАЩЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических системах управления и автоматического регулирования для механического ограничения поворота на границах рабочего угла подвижного
5 элемента, например отражателя в антеннои системе, обеспечивая уменьшение динамических ударных нагрузок в момент стопорения.
Уменьшение динамических ударных нагрузок в момент стопорения необходимо для
10 улучшения условий эксплуата1тии и предотвращения механической поломки дорогостоящих и точных подвижных элементов системы, например отражателя в антенных системах, Наиболее близким техническим решением
35 к предлагаемому является ограничитель вращения, содержащий корпус, вал с жестко закрепленным на нем кулачковым поводком, взаимодействующим через кулачки свободно установленных шайб с неподвижным упором в корпусе (1) и 12)
Недостатком известного ограничителя вращения является то, что в нем развиваются значительные ло величине динамические ударные нагрузки в момент стопорения из-за наличия в нем жесткой связи кулачков шайб с элементами механической системы.
Нель изобретения — улучшение условий эксплуатации путем уменьшения динамической ударной нагрузки в момент стопорення.
Поставленная цель достигается тем, что в ограничителе вращения, содержащем корпус, вал с жестко закрепленным на нем кулачковым поводком, взаимодействующим через кулачки свободно установленных шайб с неподвижным упором на корпусе, каждая шаиба в секторе кулачка выполнена разрезной со сквозной прорезью.
Устранение жесткой связи кулачков шайб с элементами механической системы, достига»емое за счет новой конструкции (разрезной) шайбы, позволяет использовать ее как упругий элемент и расширить границы утлового перемещения при стопорении, чтобы обеспечить уменьшение динамической ударной нагрузки.
Благодаря этому достигается улучшение условий эксплуатации проектируемых подвнм788101 фиг.у
В НИИП И Заказ 8351/56 Ти раж 956 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород. у». Проектная,4 ных систем, а также и самого ограничителя в момент стопорения.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — конструкция разрезной шайбы со сквозной прорезью в секторе кулачка.
Ограничитель вращения содержит корпус 1 с неподвижным упором 2, установленный в подшипниках 3, вал 4 с жестко закрепленным кулачковым поводком 5, и подвижно установленными разрезными шайбами 6, выполненными из материала, обладающего высокой упру гой деформацией, и имеющими необходимую жесткость и прочность. В секторе кулачка 7 каждой шайбы 6 имеется сквозная прорезь 8, обеспечивающая расширение границ углового перемещения при стопорении.
Предложенный ограничитель вращения paGoтает следующим образом, Под действием крутящего момента М„,на вал 4, кулачковый поводок 5 упирается в кулачок 7 ближайшей шайбы 6, увлекая ее в направлении вращения, которая, в свою очередь, этим же кулачком 7 захватит кулачок ближайшей следующей шайбы 6. Цикл последующих захватов повторяется до тех пор, пока кулачок
7 последней шайбы жестко не упрется в неподвижный упор 2 на корпусе 1. Дальнейшее воздействие момента через кулачки шайб на упор вызывает упругую деформацию шайб, поглощающую динамическую ударную нагрузку, до обеспечения полного торможения вала 4.
При воздействии момента в противоположном направлении весь цикл повторяется в обратном порядке.
В предложенном ограничителе вращения достигнутая упругая связь с элементами системы за счет выполнения разреэных шайб, по сравнению с известным, позволяет значительно умень шить величину динамической ударной нагрузки, расширить границы углового перемещения при стопорении за счет изменения величины прорези в кулачке шайб, Формула изобретения
Ограничитель вращения, содержащий корпус, в котором размещен вал с жестко закрепленным на нем кулачковым поводком, сопряженным через кулачки свободно установленных на валу шайб с неподвижным упором корпуса, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем уменьшения динамической ударной нагрузки в момент стопорения, каждая шайба в секторе кулачка выполнена разрезной со сквозной прорезью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. ОСТ 5.8013 — 70 "Стопорные устройства
B кинематических цепях приборов", М,, с. 7 — 20, черт. 1, 2. Левин И. Я. Справочник конструктора
30 точных приборов, М., "Машиностроение", 1967, с. 531 (прототи ).