Устройство для защиты от перенапряжения на обмотке возбуждения синхронной машины с бесщеточной системой возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е («)788259
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Ф
»
161) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.02.79 (21) 2733275/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл з
Н 02 Н 7/08
Государственный комитет
СССР по делам иаооретеиий и открытий
Опубликовано 15.12.80. Бюллетень № 46
Дата опубликования описания 25.12.80 (53) УДК 621.316.
925 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н. А. Лазарьков и Ю. В. Рыжанов
Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро тяжелого электромашиностроения при Лысьвенском турбогенераторном заводе (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ
НА ОБМОТКЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОЙ
МАШИНЫ С БЕСЩЕТОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для защиты обмотки возбуждения синхронных машин при пуске и асинхронных режимах работы.
Известны устройства защиты от перенапряжений на обмотке возбуждения синхронных машин, где параллельно обмотке возбуждения подключается цепь с нелинейными характеристиками, например тиристор с анодным управлением через стабилитронИ).
Недостатком таких устройств является ложное отпирание тиристора при резких изменениях напряжения (коммутационные перенапряжения, броски напряжения, импульсные помехи с крутым фронтом) при поданном возбуждении. Проходная емкость пороговых элементов (ста бил итронов), достигающая 3000 — 6000 пФ и переход управляю. щий электрод-катод тиристора образуют дифференцирующую цепь, формирующую сигнал достаточный для отпирания тиристо ра.
Известно также устройство, содержащее тиристор, шунтирующий обмотку возбуждения, между управляющим электродом и анодом которого включены последовательно соединенные стабилитрон и резистор, введено реле, подключенное к трехфазному мостовому выпрямителю, присоединенному к обмотке якоря возбудителя, а контакт этого
5 реле включен между управляющим электродом и катодом тиристора (2).
Все это значительно усложняет схему и представляет определенную трудность при размещении элементов на якоре возбудителя, особенно на быстроходных машинах.
Кроме этого, возможен дребезг контакта реле от вибрации, что сведет на нет все преимущества данного устройства.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик и упрощение устройства защиты обмотки возбуждения синхронной машины от перенапряжений и повышение надежности его работы.
Для достижения поставленной цели в устройстве, содержащем тиристор, шунтирующий обмотку возбуждения, между управляющим электродом и анодом которого включен пороговый элемент (стабилитрон, варистор и т. д.), введен конденсатор, вклю788259
Составитель Т. Шеголькова
Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко
Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор П. Бабич
Заказ 8369/64 ченный между управляющим электродом и катодом тиристора.
На чертеже приведена принципиальная схема устройства.
Схема устройства включает бесщеточный возбудитель 1, защитную цепь, состоящую из порогового элемента (стабилитрон, варистор и т. д.) 2, конденсатора 3 и тиристора 4, шунтирующего обмотку 5 возбуждения синхронной машины.
Конденсатор 3 включен между управляющим электродом и катодом тиристора и образует с проходной емкостью стабилитрона делитель напряжения с коэффициентом ослабления, определяемым отношением емкости конденсатора 3 и проходной емкостью стабилитрона. Таким образом сигнал на управляющем электроде тиристора уменьшается в соответствии с коэффициентом ослабления емкостного делителя и становится недостаточным для отпирания тиристора.
Применение предложенного устройства значительно упрощает известное устройство защиты синхронной машины и повышает надежность ее работы.
Формула изобретения
Устройство для защиты от перенапряжения на обмотке возбуждения синхронной машины с бесщеточной системой возбуждения, содержащее тиристор, шунтирующий обмотку возбуждения, между управляющим электродом и анодом которого включен пороговый элемент, отличающееся тем, что, с це10 лью упрощения устройства и повышения надежности его работы, оно дополнительно снабжено конденсатором, включенным между управляющим электродом и катодом тиристора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Глебов И. А. и Логинов С. И.. Системы возбуждения и регулирования синхронных двигателей. Л., «Энергия», 1972, 2. Авторское свидетельство СССР № 534010, кл. Н 02 Н 7/08, 1974.