Электродвигатель со встроенным тахогенератором
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскид
Социалистическид
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ н>788282
1 /
l.Ф г
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 160279 (21) 2724148/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано151280 Бюллетень ¹46 (51)М. Кл.
Н 02 к 11/00
Н 02 К 31/00
Государственный комитет
СССР ло делам изобретений н открытий (53) УДК621. И 3.. 2 (088. 8) Дата опубл иков ани я описания 15.12.80 (72) Авторы изобретения
Г>. Л. Алиевский и В. Л. Орлон
Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (71) Заявитель (5 4 ) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ
ТАХОГЕНЕРАТОРОМ
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к электрическим машинам для систем автоматики. Предпочтительная область его применения — электропривод в автоматических устройствах.
Известны электродвигатели-тахогенераторы, совмещенные в одном корпусе (1) и (21.
Их недостаток состоит в том, что габариты и масса двигателя и тахогенератора соразмерны, а устройство в целом имеет неудовлетворительные массо-габаритные показатели.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является двигатель со встроенным тахогенератором, возбуждаемым постоянным магнитом, содержащий статор с корпусом, ротор в подшипниках, установленных в подшипниковых шинах, и выходные зажимы тахогенератора. Конструкция имеет два якоря и две системы возбуждения р .
Недостатком этой схемы является наличие второго якоря, что делает сонструкцию недостаточно компактной тяжелой.
Цель настоящего изобретения уменьшение массо-габаритных показателей устройства.
Для достижения данной цели в од5 ном из подшипниковых щитов, выполненном магнитопроводным, установлен постоянный магнит тахогенератора, а его подшипник размещен в электропроводной втулке, электрически
10 изолированной от указанного подшипникового щита, причем один выходной зажим тахогенератора электрически соединен с указанной втулкой, а второй его зажим соединен с корпусом статора. При этом вал машины используется в качестве тахогенератора униполярного типа, а подшипники — в качестве подвижных контактов.
Необходимость в устройстве специаль2О ного якоря для тахогенератора не возникает.
На чертеже изображен общий вид совмещенного электродвигателя-тахогенератора.
25 На валу 1 ротора машины установлены подшипники 2 и 3. Наружное кольцо переднего подшипника 2 зоФиксировано в корпусе 4 статора, а наружное кольцо заднего подшипника 3 опирается на втулку 5, электрически изоли788282 рованную от подшипникового щита 6, выполненную из электропроводящего материала. Насаженный на вал 1 пакет
7 якоря двигателя охвачен непоцвижной. полюсной системой 8 двигателя, которая смонтирована в корпусе 4. Корпус
4 выполнен из немагнитного электропроводящего материала. Подшипник 3 охвачен подшипниковым щитом 6, состоящим иэ ферромагнитных фланцев 9 и
10 и намагниченного в осевом направлении кольцевого постоянного магнита 11, а также из части вала 1, который выполнен из ферромагнитного материала. Проводящая втулка 5 электрически изолирована от подшипникового щита 6 изоляционным цилиндром 15
12 ° Втулка 5 и корпус 4 электрически соединены соответственно с разноименными выходными зажимами 13 и 14 тахогенератора.
Работает совмещенный электродви- Щ гатель-тахогенератор следующим образом.
Двигатель подключается к внешнему источнику электропитания, и вал
1 ротора приходит во вращение. Кольцевой магнит 11 создает магнитный поток, замыкающийся по фланцу 9,валу
1 и фланцу 10.Прн вращении вала в нем наводится униполярная ЭДС,пропорциональная.по величине угловой скорости ротора. Данная ЭДС направлена вдоль ЗО образующей вала (показана на чертеже стрелкой), В результате этого между корпусом 4 и втулкой 5 получается разность электрических потенциалов, которая индуктируется З5 (фиксируется) подключенным к зажимам 13 и 14 внешним измерительным устройством. Последнее может быть снабжено усилителем напряжения.
Входное сопротивление измерительного устройства выбирается достаточно большим, поэтому оно потребляет незначительный ток, что предотвращает электрическую эрозию подшипников двигателя.
Формула изобретения
Электродвигатель со встроенным тахогенератором, возбуждаемым постоянным магнитом, содержащий статор, ротор в подшипниках, установленных в подшипниковых щитах, и выходные зажимы тахогенератора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью уменьшения массо-габаритных показателей, в одном из подшипниковых щитов, выполненнс: магнитопроводным, установлен постоянный магнит тахогенератора, а
его подшипник размещен в злектропроводной втулке, электрически изолированной от указанного подшипникового щита, причем один выходной зажим тахогенератора электрически соединен с укаэанной втулкой, а второй — с корпусом статора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Юферов Ф. M. Электрические машины автоматических устройств. M., "Высшая школа", 1976.
2. Авторское
М 544058, кл. Н
3. Авторское
9 237182, кл. Н свидетельство СССР
02 К 21/26 1975. свидетельство СССР
02 К 11/00, 1973.
В описанном электродвигателе-тахогенераторе достигается улучшение массо-габаритных показателей путем совмещения Лункций конструктивными элементами: вал машины использован как якорь униполярного тахогенератора, подшипники двигателя применены в качестве подвижных контактов тахогенератора, а торцовые фланцы заднего подшипника выполняют роль элементов магнитной цепи тахогенератора. Все это существенно повышает использование материалов в конструкции совмещенной машины.
788гвг б.
Заказ 8370/65 Тираж 783
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель A. Трепутнева
Редактор Ф. Муха Техред А.Ач Корректор Н. Швыдкая