Водометный движитель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ i и 788584

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.12.77 (21) 2553094/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) Ч Ул з

В 63Н 11/,И).

F 01Р 15/00

Государственный комитет

Опубликовано 15.08.82. Бюллетень ¹ 30

Дата опубликования описания 15.08.82 (53) УДК 629.12:532. . 582.5. 035. . 2 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

И. Я. Бейлин (71) Заявитель Центральный научно-исследовательский институт лесосплава (54) ВОДОМЕТНЫИ ДВИ)КИТЕЛЬ

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водометных движителей речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов, засоренных плавающим лесом, 5 льдом, взвешенными частицами песка, галькой и т. п.

Известны водометные движители, содержащие водовод, рабочее колесо и спрямляющий аппарат, причем водовод в рай- 10 оне сопла выполнен с двойными стенками, а полость двойных стенок сообщена с источником сжатого газа (1).

Однако в таком держателе невозможно производить разборку и замену рабочего 1;-, колеса, спрямляющего аппарата и подвер>кенного износу участка водовода без подьема корпуса судна из воды.

Известен также водометный движитель, содержащий водовод с рабочим колесом и спрямляющим аппаратом,(2).

Однако в известном водометном движителе необходимо выполнять демонтаж рабочего колеса и спрямляющего аппарата, что усложняет эксплуатацию движителя.

Целью изобретения является упрощение демонтажа и повышение надежности работы водометного движителя.

Для этого водовод в зоне рабочего колеса выполнен из двух концентричных труб, а над спрямляющим аппаратом на водоводе выполнен люк с крышкой, при этом участок внутренней трубы со спрямляющпм аппаратом съемно закреплен на водоводе.

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый движитель, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху с частичным вырывом; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез  — В на фиг. 3; на фиг. 6 — разрез à — Г на фиг. 1.

Водометный движитель состоит из водовода 1, приемного туннеля 2, защитной решетки 3, кронштейна 4 гребного вала 5, опорного подшипника 6, рабочего колеса 7, съемной внутренней трубы 8, спрямляющего аппарата 9, смотрового люка 10 и технологического люка 11 для осмотра и замены аппарата 9, колеса 7 и трубы 8.

Водовод 1 в зоне действия колеса 7 выполнен в виде концентрически расположенной двойной трубы. Наружная часть трубы 12 неподвижно закреплена к водоводу 1, а рабочая часть выполнена в виде трубы 8. Последняя свободно вставляется со стороны колодца 13 аппарата 9 в направляющие кормовое 14 и носовое 15 кольца.

От проворачивания труба 8 удерживается штифтом 16 (cM. фиг. 6), который вво788584 рачивается со стороны колодца 13 одновременно в кромки трубы 8 и кольца 14.

В носовой части водовод 1 неподвижно соединен с приемным туннелем 2. В днищевой части туннель имеет защитную решетку 3, набранную из полос 17. Для осмотра и очистки решетки в процессе эксплуатации судна над верхней частью приемного туннеля предусмотрен смотровой люк 10. Во время работы движителя гор- )o ловину люка 10 герметично закрывают крышкой 18 с помощью откидных винтовых барашков 19, а отверстие в верхней части туннеля 2 закрывают фигурной крышкой

20 посредством анкера 21. Кормовой уча- );; сток вала 5 установлен в опорном подшипнике 6, который, в свою очередь, закреплен в туннеле 2 посредством кронштейна 4.

На консольной конической части вала 5 на шпонке с помощью гайки и стопорной )o планки закреплено колесо 7, состоящее из ступицы и винтовых лопастей.

В кормовой части водовод 1 неподвижно соединен с колодцем 13. Нижняя часть колодца имеет цилиндрическую форму, а верхняя часть выполнена в виде горловины 22 люка 11. Горловина имеет прямоугольное сечение и сверху герметично закрыта крышкой 23 с помощью откидных винтовых барашков 24.

Верхняя кромка горловины 22 расположена выше грузовой ватерлинии судна. В колодце 13 размещен аппарат 9, который состоит из обтекателя 25, винтовых спрямляющих лопастей 26 и конической обечайки 27.

Аппарат 9 закреплен в колодце 13 посредством направляющих 28, опирающихся своими поперечинами 29 на стенки 30 колодца 13, а также посредством анкеров 31 (см. фиг. 5), вставляемых в гнезда 32, и анкерных болтов 33, упирающихся в бобышки 34, при этом гнезда 32 неподвижно закреплены на стенках колодца 13, а бобышки 34 — на конической обечайке 27 аппарата 9. Для подьема аппарата 9 из колодца служит рым 35.

Последовательность работы при осмотре, ремонте или замене спрямляющего аппарата 9, колеса 7 и трубы 8 следующая.

Открывают крышку 23 люка 11, для его отвинчивают II откидывают барашки 24.

При выполнении данных работ вал 5 не вращается. Затем отвинчивают болты 33 и вынимают анкера 31 из гнезд 32. Используя рым 35, из колодца 13 извлекают аппарат 9. При этом пеперечины 29 направляю цих 28 аппарата 9 скользят по прямоугольным стенкам горловины 22. Аппарат 9, будучи извлечен на палубу судна, может быть осмотрен и отремонтирован. В то же время через колодец 13 открывается доступ к колесу 7 и к трубе 8.

При необходимости колесо 7 может быть снято через тот же колодец 13, для чего отгибают стопорную планку, отвинчивают гайку и с помощью съемника сдвигают колесо 7 с консольной конической части вала 5.

В случае выявления сильного износа трубы 8 вывинчивают штифт 16 и извлекают эту трубу в сторону колодца 13 из колец 14 и 15 для замены на новую.

Таким образом, все работы по осмотру, обслуживанию и ремонту предлагаемого движителя могут выполняться без подъема судна из воды. При этом достигается повышение надежности и долговечности водометного движителя.

Формула изобретения

Водометный движитель, содержащий водовод, внутри которого смонтированы рабочее колесо и спрямля1ощий аппарат, о тл и ч а ю щи и с я тем, IT0, с целью упрощения демонтажа и повышения надежности работы, водовод в зоне рабочего колеса выполнен из двух концентричных труб, а над спря vlляющим аппаратом на водоводе выполнен люк с крышкой, при этом участок внутренней трубы со спрямляющим аппа ратом съемпо закреплен на водоводе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 488754, кл. В 63Н 11/04, 15.05.73.

2. Лебедев Э. П. и др. Средства активного управления судами. — Л., СудостроеIIII(, 1969, с. 114 (прототип), 788584 о

Ч 2с

Риг. б

Составитель Л. Лихтеров

Техред A. Камышникова

Редактор М. Кузнецова

Корректор О. Тюрина

Типография, ир. Сапунова, 2

Заказ 1182/16 Изд. ЛЪ 204 Тираж 463 Подписное

НПО «Поиск» Государственного 1омитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская иаб., д. 4/5