Пакет для автовакуумной пайки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

O Il И С А Н И Е 78925)

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнн

Социалистические

Республик

Ф

/ ф г (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 28.02.79 (21) 2730986/25-27 (51)М. Кл .

В 23k 1/04 с присоедииеиием заявки J%

Государственный комитет (23) П риоритет

Опубликовано 23.12.80. Бюллетень № 47 (531 УДК 621 791, .3 (088.8) ао делам нзобретеннй н отнрытнй

Дата опубликования описания 25. 12.80

-В. В. Иван, Г. А. Tpmeea. А, В. Попов, Н., В. Белоусов=. и Е. Г. Джансыз (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) ПАКЕТ ДЛЯ АВТОВАКУУМНОЙ ПАЙКИ

Изобретение относится к области пайки и может быть использовано при автовакуумной пайке крупногабаритных иэделий, Известна конструкция пакета, используемого при автовакуумной пайке, в которой паяемые детали собраны с зазором между соединяемыми поверхностями. Зазор герметиэируется вспомогательными элементами, в частности, сварными швами.

Выше пакета размещают специальную rep10 метиэированную емкость — копильник, в которой находится заготовка припоя. Полость копильника сообщается с нижней частЬю полости зазора посредством спе15 циальных каналов и герметизируется также с помощью сварки. Каналы, соединяющие полость копильника с нижней частью зазора, могут быть наружными или внутренними, выполненными непосредственно в теле пакета (1).

Однако пакет такой конструкции почти не применяется в практике из-эа технологических неудобств, связанных с необходимостью размещения копильника в печи отдельно от пакета, монтажа наружных или выполнения внутренних каналов в теле пакета.

Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция пакета, в котором

:полость копильника соединяется непосредственно с верхней частью полости зазора.

При этом копильник располагают непосред» ственно на верхней части пакета или внутри, в верхней его части. Такая конструкция более удобна, надежна в эксплуатации и широко распространена в практике 11.

Однако и эта конструкция не обеспечивает хорошего качества паянного шва, если в полости соединительного зазора в момент затекания жидкого припоя имеются нерастворимые в деталях газы. В некоторых случаях, например при пайке чугунными припоями, в зазоре всегда присутствует небольшое количество угарного и углекислого газов. Это объясняется наличием на поверхности заготовки

3 7892 припоя свободного графита и протеканием в процессе нагрева реакций с o =co p)

C0 +C = 601 P)

С началом расплавления заготовки припоя и в процессе затекания его в зазор продолжается образование и выделение СО в условиях вакуума по реакции углерода с кислородом, растворенном в чу- 0 (Ч Г01= с О Ф

В зависимости от величины зазора и количества газов их сегрегации являются причиной образования в паяном шве непро- 15 паев или пор.

Цель изобретения — улучшение качества пайки путем удаления иэ зазора нерастворимых газов.

Указанная цель достигается тем, что в полости зазора пакета для высокотемпературной автовакуумной пайки установлены одна или более вертикальных перегородок, l которые формируют каналы для перелива газов из полости зазора. в полость копильника; в верхней части перегородки примыкают к копильнику. Йлина их меньше высоты Полости зазора, поэтому в его ниж ней части перегородки образуют с нижней кромкой пакета просветы-каналы, сечение которых превышает сечение канала, капиллярного для данного припоя, Вертикальные перегородки изготовляются из металла, температура плавления которого выше reìïåðàòóðû плавления при35 поя, но не выше температуры пайки пакета.

Такая конструкция позволяет газам, вытесняемым припоем и стекающим вниз под собственным весом, перетекать снизу

40 вверх по каналам, образованным указанными перегородками, в копильник, освобождаемый от припоя. Припой, вытесняя газы, проникает в каналы и снизу вверх заполняет их. Происходит надежное эапол45 кение припоем всей полости зазора.

На фиг.1 изображен пакет для автовакуумной пайки, общий вид, с разрезом; на фиг.2 и 3 — варианты расположения перегородок.

Пакет включает паяемые детали 1, соб50 ранные с зазором. В верхней части деталей над зазором расположен копильник 2 с заготовкой припоя 3. В полости зазора между паяемыми деталями 1 установлены одна или более вертикальные перегородки

4 образующие каналы 5 для перелива газов. Каналы-просветы 6 служат для сообщения полости зазора с каналами 5. Вер51 4 тикальные перегородки 4 в верхней части примыкают к копильнику 2, длина их меньше высоты полости зазора, поэтому с нижней кромкой пакета перегородки образуют просветы 6, сечение которых превышает сечение канала, капиллярного для данного припоя. Заготовка припоя 3 в копильнике 2 расположена так, что полость над каналом 5 свободна от данной заготовки.

Установка работает следующим образом.

Собранный пакет герметизируют, например путем обварки по периметру зазора, и помешают в печь. B процессе выдержки в печи припой расплавляется и начинает под собственным весом стекать сверху вниз и заполнять полость зазора. Газы, вытесняемые жидким припоем, через каналы-просветы 6 и каналы 5 поступают в полость копильника 2, которую до расплавления занимала заготовка припоя 3.

Жидкий припой, заполнив полость, зазора, через каналы-просветы 6 поступает снизу вверх в каналы 5, завершая заполнение всей полости зазора. Перегородки могут быть круглого или прямоугольного сечения. Последние необходимо устанавливать так, чтобы углами они упирались в поверхности соединяемых деталей. Тогда припой максимально заполнит зазор между перегородками и поверхностями деталей.

В случаях, когда необходимо получить изделие с абсолютно .монолитным паяным соединением, что возможно при полном расплавлении перегородок, последние выполняются иэ материала, температура плавления которого превышает температуру плавления припоя, но не превышает температуру пайки данного изделия. Например, при пайке чугунным припоем эвтектического состава по углероду перегородки устанавливаются из чугуна с содержа- нием углерода на 0,1-0,2 больше или меньше. При этом в термическом цикле нагрева пакета должны быть предусмотрены две ступени: нагрев пакета до температуры плавления припбя (при этом проис- ходит расплавление припоя, затекание его в зазор и вытеснение газов в копильник) подьем температуры до температуры плав- ления перегородок (при этом образуется монолитный паяный шов).

4, Удаляя газы из полости зазора, удается избежать в паяном шве таких дефектов как поры и непропаи, !

5 789

Il рименение пакета предложенной конструкции позволит улучшить качество пая,чого изделия, снизить количество брака.

Формула изобретения

1. Пакет для автовакуумной пайки, содержащий паяемые детали, собранные с зазором; сообщающийся с зазором копильник с заготовкой припоя, и герметизирующие зазор элементы, о т л и ч а ю щ ий- о с я тем, что, с целью улучшения качества пайки в полости зазора установлена по крайней мере одна вертикальная перегородка, примыкающая в верхней части к копильнику и образующая в нижней час251 Ь ти паке та с герметизирующим элементом каналы-просветы, сечение которых превышает сечение канала, качиллярного для данного припоя.

2. Пакет по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что перегородки выполнены иэ сплава, температура плавления которого выше температуры плавления припоя, но не выше температуры пайки пакета.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Пузрин Л. Г., Бойко Г. А., Антрошенко М. Г. Автовакуумная высокотемпературная пайка. Киев, общество Знание»

1975, с.10-11, 7 89 251

Составитель Ф. Кононелько

Редактор П. Коссей Техред С.Мигунова Корректор В. Вутяга

Заказ 8938/11 Тираж 1160 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул. Проектная, 4