Потенциометрическое синхронно-следящее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

¹ 78930

Класс 2(с, 46о»

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ вЂ”О. Н. Торопоз

ПОТЕНЦИОМЕТРИ IECKOE СИНХРОННО-СЛЕДЯЩЕЕ

УСТРОЙСТВО

Заявлено 26 октября l948 года в 1(омитет и-:. изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР за № 386452

Опубликовано 81 января !950 года

Я488

Предметом изобретения является потенциометрическое синхронно-следящее устройство, составленное из двух получающих питание от общего источника тока,потенциометров, разность напряжений на движках которых подается на реверсивный электрический привод, автоматически устанавливающий движок приемника в положение, соответствующее положению движка датчика.

По сравнению с уже известными устройствами подобного рода предлагаемое устройство обладает большей точностью вследствие лрименения триггерных схем, электростатической муфты и тихоходных двигателей типа Фридкина (это повволило отказаться от зубчатых передач) .

На фиг. 1 представлена схема усгройства; на фиг. 2 и 3 — конструкция приемного блока (в двух проекциях с разрезами).

Устройство имеет дающий и принимающий потенциометры 1 и 2„ служащие для измерения рассогласования. Потенциометры подключены параллельно к общему источнику питания. Движок 3 дающего потенциометра 1 связан механически с командным прибором,двияюк 4 приЗо Свод. Выпуск 1, ч. 1, t9A г. нимающего готенциометра 2 механически связан с управляемым приоором и одновременно с реверсивным приводом (механическая связь с приводом показана двойной линией с чередующимися светлыми и темными промежуткам и) .

Разность напряжений на движках и 4 снимается потенциометром Б и поступает на вход триггерных схем 6, б и 7. На выходе триггерных схем включена электростатическая муфта д — 9 — 10, обеспечивающая непосредственное сцепление движка принимающего потенциометра с тем или другим (в зависимости or знака рассогласования) из двух иепрерывнс вращающихся в прОГИВ01погложных- нащ)гввлениях тихоходных двигателей 11 и 12 систе;.ra> П д. Фридкина (т. е. индукционных двигателей гиг,а «дуговой статор:

Триггерные хемы, о служаг

„-ля включения cooгветсгвующего двигателя, с целью получения правого или левого вращения движка принимающего потенциометра, а грипгерная схема 7 — д.я торможения ведомого: диска м .,2гы 8 элекгростагической муфть.;.осле отраб откии рассогллсова!жил.. № 78930

Приемный блок устройства, содержащий принимающие потенциометры, два тихоходных двигателя вышеуказанной системы и электростатическую муфту, находится в герметизированном корпусе, состоящем из двух половин 18 и 14, и запит маслом.

Все детали находятся внутри корпуса, снаружи находятся только выводы 15 и lб для подключения к внешним цепям.

Ленты 17 потенциометров (принимающих, а при необходимости функциональных) закладываются в кольцевые щели 18, сделанные в пластмассовой половине 14 герметизированного корпуса. Подгонка, т, е. совмещение рисок на ленте и на половине 14 корпуса, осуществляется расклиниванием ленты потенциометра в щели. Закрепление ленты в щели (после подгонки) производится при помощи лака.

Кольца 19 токосъема впрессовываются н пластмассу половины 14 корпуса в выступы между щелями 18. Эти кольца играют двоякую роль: они служат для токосъема и для предотвращения раскалывания и деформации пластмассы половины 14 корпуса при расклинивании лент 17 в щелях:18.

Движок (щетка) имеет два активных конца: один скользит по виткам ленты 17 потенциометра, другой по кольцу 19 токосъема. Шетка укреплена на диске сцепления 20.

В половине 18 герметизированного корпуса на неподвижном центральном валике 21 установлены два безредукторных двигателя системы инженера Фридкина (дуговой статор) .

Они вращаются непрерывно с одинаковой скоростью в противоположные стороны.

На роторах двигателей укреплены на изоляции ведущие пластины электростатической муфты, выполненные из полупроводников. На неподви жной половине 18 корпуса на изоляции укреплена тормозная пластина 22, также выполненная из полупроводника.

Все три системы пластин- полупроводников включены в схему согласно фиг. 1. Диск сцепления 20 при работе должен плотно примы546 кать ко всем трем полупроводникам — это основное условие хорошей работы электростатической муфты сцепления.

На фиг. 2 показаны также следующие детали конструкции приемного блока: 28 — держатель статора двигателя правого вращения; 24 — обмотка статора двигателя правого вращения; 25 и 2б — статор и соответственно ротор двигателя правого вращения; 27, 28 и 29 ротор, обмотка и статор двигателя левого вращения; 80 †проб для заливки масла;

81 и 82 †пласти из полупроводника для сцепления при правом и соответственно левом вращении;

88 — уплотняющее и центрирующее кольцо.

Предмет изобретения

1. Потенциометрическое синхронно-следящее устройство, составленное из двух потенциометров, разность напряжений на движках которых подается на реверсивный электрический привод, автоматически устанавливающий движок приемника в положение, соответствующее положению движка датчика, о т л ич а ю щееся тем, что, с целью уменьшения инерционности устройства, в нем применены два непрерывно вращающихся в противоположных направлениях тихоходных двигателя типа Фридкина, сцепляемых непосредственно с движком потенциометра при помощи электростатической муфты, управляемой в зависимости от знака разности напряжений между движками тремя триггерными схемами, две из которых служат для включения соответствующего двигателя, а третья для торможения ведомого диска электростатической муфты при достижении равновесия.

2. Устройство по и. 1, о тл и ч а ющ е е с я тем, что статоры двигателей типа Фридкина расположены концентрически, а оба ротора, имеюшие общую ось вращения, выполнены кольцевыми и расположены также концентрически в кольцевом зазоре между статорами. № 78930

Фиг. 1

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что ведущие части электростатической муфты выполнены в:виде двух плоских колец из полупроводника, каждое .из которых укреплено на одной из торцовых сторон соответствующего ротора двигателя типа Фридкина, в одной плоскости с тормозным кольцом, также выполненным из полупроводника и укрепленным на корпусе устройства, а ведомая часть муфты выполнена в виде металлического диска, сцепляющегося с тем или иным из плоских колец при подаче напряжения на соответствующее кольцо и на диск.

4. Устройство по пп. 1, 2 и 3 с сопротивлением потенциометра, выполненным в виде лент, о т l и ч а ющ е е с я тем, что они заложены в кольцевые щели в пластмассовом корпусе, а движок выполнен в виде щеток, укрепленных на ведомом диске электростатической муфты и скользящих одновременно по соответствующим лентам сопротивления потенциометра и по кольцу токосъема, впрессованному в выступы между кольцевыми щелями.