Устройство для автоблокировки лихтеров на лихтеровозе
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ
ИЗОБРЕТЕН И
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ
Союз Советскии
Социалистическик
Республик
)789312 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.02.79 (21) 2730357/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 23.12.80. Бюллетень №
Дата опубликования описания 28.12.80
)M Клз
В 63 В 25/22
В 63 В 35/40
В 60 P 7/13
Гасударственный комитет
) УДК 629.123. . 15 (088. 8) по делам изобретений и открытий
С. М. Сангович, А. Г. Мещеряков и Н. А. Нестеров:(72) Авторы изобретения!
/ 4 (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОБЛОКИРОВКИ ЛИХТЕРОВ
НА ЛИХТЕРОВОЗЕ
Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для блокировки лихтеров на лихтеровозе.
Известно устройство для автоблокировки лихтеров на лихтеровозе, содержащее рычаги и клинья, установленные с возможностью перемещения в клиновой опоре между лихтером и корпусом лихтеровоза, расположенные в несколько ярусов по высоте грузового трюма лихтеровоза и соединенные гибкими связями с рычагами, шарнирно закрепленными на корпусе лихтеровоза и снабженными упорно-обкатными роликами (1) .
Недостаток указанного устройства заключается в низкой надежности в работе.
Цель изобретения — повышение надежности в работе, его ремонтопригодности и удобства в эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что каждый рычаг содержит два шарнирно соединенных между собой звена, первое из которых шарнирно закреплено на корпусе лихтеровоза и снабжено ограничительными упорами для другого звена, причем последнее звено выполнено двуплечим, на одном плече которого установлен упорно-обкатной ролик, а другое плечо соединено с помощью
2 гибкой ограничительной связи с корпусом лихтеровоза, причем на корпусе лихтеровоза установлена подпружиненная защелка, сопрягаемая с первым звеном, при этом подпружиненная защелка снабжена электромагнитом и связана с ним посредством дополнительной гибкой связи.
Кроме того, клин может быть снабжен датчиком его положения, выполненным в виде конечного электровыключателя, причем на клине установлен упор со скосом, взаимоlO действующий с толкателем выключателя.
На фиг. 1 схематически изображена часть трюма лихтеровоза, поперечное сечение; на фиг. 2 — план части трюма судна и расположение клиньев и рычагов относительно лихтера на фиг. 3 — вид А на фиг. 2;
15 на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3; на
) фиг. 5 — сечение  — В на фиг. 3; на фиг. 6 — сечение à — Г на фиг. 3; на фиг. 7— сечение Д вЂ” Д на фиг. 6.
В трюме лихтеровоза 1 продольные переборки 2 выделяют грузовой трюм, в котором установлен штабель лихтеров 3. На уровне палуб лихтеров 3 находятся трюмные площадки 4. На всю высоту трюма, по углам штабеля лихтеров 3 размещены Г-об789312
3 разные вертикальные направляющие 5 для погрузки и выгрузки лихтеров.
На фиг. 2, 4, 5 и 6 позицией 6 обозначен след плоскости, проходящей через рабочие поверхности вертикальных направляющих 5 и ограничивающей поперечное (относительно с,дна) перемещение лихтеров 3 в процессе пх погрузки и выгрузки.
1lредлагаемое устройство состоит из идентичных, поярусно расположенных на трюмных площадках 4 узлов, содержащих двухзвенныс ры гаги и соединенные с ними клинья
7 в кли,вых опорах 8. Каждый двухзвенный рычаг состоит из звена, шарнирно закрепленного на площадке 4 и звена, несущего упорно-отказной ролик 9. Первое звено установлено на оси 10, закрепленной с помощью подшипников 11 и упоров 12 на площадке 4. Это звено имеет плечо 13, которое соединено с помощью троса 14 и пружинного буфера 15 через ролик 16 с клином 7, а также плечо 17, снабженное ограничительным упором 18, осью 19, упором 20.
Второе звено двухзвенного рычага выполнено в виде двуплечего рычага 21, установленного на оси 19 плеча 17, одно плечо которого снабжено упорно-обратным роликом 9, а другое плечо соединено с помощью гибкой связи 22, например, цепи, с прочной стойкой 23, установленной на площадке 4.
В качестве ограничителя угла поворота одного звена двухзвенного рычага относительно другого звена этого рычага установ2о лены гибкая связь 22 и ограничительный упор 18. Клин 7 и его клиновая опора 8 снабжены предохранительными упорами 24 и 25, исключающими аварийное выпадение клина 7 из опоры 8. Клин 7 выполнен с направляющими выступами 26, сопрягае- 2s мыми с направляющими выступами клиновой опоры 8, при этом выступы опоры 8 выполнены в виде накладных планок 27, устанавливаемых с помощью болтового соединения на опоры 8.
На плече 13 установлен язычок 28, который входит в зацепление с подпружиненной защелкой 29. Эта защелка 29 смонтирована в кожухе 30, который крепится к площадке 4.
Конструкция подпружиненной защелки
29 показана на фиг. 6 и 7.
В кожухе 30 установлен электромагнит 31, якорь которого соединен тросом 32 через ролик 33 с подпружиненной защелкой 29
На кожухе 30 установлен ролик 16 с предо- о храните:IbHblM кожухом 34, предотвращающим соскакивание троса 14 с ролика 16.
Датчик 35 положения клина относительно клиновой опоры закреплен на кожухе 30.
В качестве этого датчика может быть использован конечный выключатель в герметичном исполнении. Клин 7 снабжен упором со скосом 36, который при нерабочем положении клина 7 в верхней части клиновой опоры 8, находится в контакте с датчиком 35.
На фиг. 4 и 5 основной линией показаны клин 7 и звенья двухзвенного рычага B нерабочем положении, когда все детали устройства находятся между продольной переборкой 2 и плоскостью 6, а штрих-пунктирной линией показаны клин 7 и звенья двухзвенного рычага в рабочем положении, когда клин 7 обеспечивает силовой контакт между лихтером 3 и клиновой опорой 8, при этом звенья рычага показаны зависающими над палубой лихтера 3.
Позицией 37 на фиг. 5 показан борт лихтера 3 в процессе его перемещения вверх при выгрузке лихтера из трюма.
Устройство работает следующим образом.
После загрузки штабеля лихтеров 3 в трюм на пульте управления и сигнализации включается электромагнит 31. Якорь электромагнита 31 через трос 32 оттягивает защелку 29, и она освобождает язычок 28.
Под воздействием силы тяжести рычага ось
10 поворачивается в подшипниках il и оба звена двухзвенного рычага зависают над палубой лихтера 3. При этом натягивается гибкая связь 22 и рычаг 21 упирается в упор
18. Поворачиваясь на оси 10, плечо 13 освобождает трос 14, который связан с клином 7.
Под действием силы тяжести клин 7 соскакивает в зазор между клиновой опорой 8 и лихтером З,Трос 14 провисает.
Установленный на клине 7 упор со скосом 36 освобождает толкатель датчика 35 и, таким образом, на пульт управления и сигнализации подается сигнал о том, что устройство сработало и лихтер заблокирован клиньями.
При выгрузке лихтеров 3 судовым козловым краном в первоначальный момент движения клин 7 освобождается от силового заклинивания, т. е. «страгивается» с места за счет силы трения между клином и бортом лихтера 3.
Затем в контакт с палубой лихтера 3 вступает упорно-обкатной ролик 9. В процессе обкатывания роликом 9 лихтера 3 оба звена двухзвенного рычага отклоняются в исходное положение, язычок 28, установленный на плечо 13, проскакивает подпружиненную защелку 29 и узел устройства приходит в исходное нерабочее положение. При этом плечо 13 через трос 14 и ролик 16 возвращает клин 7 в нерабочее положение.
Упор со скосом 36 опять нажимает на шток датчика 35, и на пульт управления и сигнализации поступает сигнал, что устройство находится в нерабочем положении.
После прохождения борта лихтера (поз.
37 фиг. 5) рычаг 21 поворачивается под действием силы тяжести на оси 19 и опирается на упор 20.
Таким образом, все детали данного узла устройства оказываются между. плоскостью
789312
6, проходяшей через рабочую поверхность вертикальных Г-образных направляющих, и продольной переборкой, т. е. в нерабочем положении.
Пружинный буфер 16 предохраняет трос
14 от обрыва в случае раскачивания лихтера 3 на стропах козлового крана и кратковременного зашемления клина 7 в процессе выгрузки лихтера 3.
Ремонт всех узлов устройства в период рейса при заблокированном штабеле лихтеров, кроме самих клиньев 7 и клиновых <6 опор 8, не вызывает затруднений, так как в рабочем положении устройства тросы 14 провисают и дают возможность отсоединить устройство от клиньев 7 с целью ремонта или замены.
В случае отказа энергоблока судна и обесточивания устройства, блокировка лихтеров осуществляется вручную простым отжатием подпружиненной защелки 29.
Формула изобретения
1. Устройство для автоблокировки лихтеров на лихтеровозе, содержащее рычаги и клинья, установленные с возможностью
25 перемещения в клиновой опоре между лихтером и корпусом лихтеровоза, расположенные в несколько ярусов по высоте грузового трюма лихтеровоза и соединенные гибкими связями с рычагами, шарнирно закрепленными на корпусе лихтеровоза и снабженными упорно-обкатными роликами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе, его ремонтопригодности и удобства в эксплуатации, каждый рычаг содержит два шарнирно соединенных между собой звена, первое из которых шарнирно закреплено на корпусе лихтеровоза и снабжено ограничительными упорами для другого звена, причем последнее звено выполнено двуплечим, на одном плече которого установлен упорно-обкатный ролик, а другое плечо соединено с помошью гибкой ограничительной связи с корпусом лихтеровоза, причем на корпусе лихтеровоза установлена подпружиненная зашелка, сопрягаемая с первым звеном, при этом подпружиненная зашелка снабжена электромагнитом и связана с ним посредством дополнитеlbHQH гибкой связи.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что клин снабжен датчиком его положения, выполненным в виде конечного электровыключателя, причем на клине установлен упор со скосом, взаимодействуюший с толкателем выключателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке Хо 2494574/27 — 11, кл. В 63 В 25/22, 1977.
789312
13
Составитель М. Виноградов
Редактор А. Судын Техред А. Бойкас Корректор С. Шомак
Заказ 8950/14 Тираж 497 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4