Способ ликвидации ненормального режима электрической сети при отказе в действии всех защит одного из присоединений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
сеvvьд t.л f ау с г и т м „. еоньн
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П И С -А Н--И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (111790059
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено0704,78 (21) 2601577/24-07 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет
Опубликовано 231280. Бюллетень Йо 47 (51)М. Кл.
Н 02 Н 3/06
Н 02 Н 3/28
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 316. .925 (088.8) Дата опубликования описания 251280 (72) Авторы изобретения
Л. В. Бондаревский, Е. И. Виткин и А. Е. Цветков
Уральское отделение Всесоюзного государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Знергосетьпроект" (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ HEHOPMAJIbHOI О РЕЖИМА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ ПРИ ОТКАЗЕ В ДЕЙСТВИИ
ВСЕХ ЗАЩИТ ОДНОГО ИЗ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к релейной защите и системной автоматике электрических сетей напряжением 110 кВ и выше.
Известен способ ликвидации ненормального режима короткого замыкания на каком-либо присоединении, при котором, кроме основных защит на этом присоединении, устанавливаются резервные защиты с выдержкой времени ф
Однако даже наличие двух защит на присоединении не исключает вероятности их одновременного отказа кроме того, на ряде присоединений (тупико- 15 вые линии) считается нецелесообразным устанавливать дублирующие защиты.
Известен также способ ликвидации ненормального режима, при котором 20 при отказе в действии всех защит одного присоединения короткое замыкание отключается с помощью защит неповрежденных питающих присоединений, причем отключаются дальние концы этих2з присоединений(дальнее резервирование), Затем от собственных устройств автоматического повторного включения(АПВ эти присоединения вновь подключаются и в случае устойчивого короткого за- 30 мыкания на поврежценном присоединении вновь отключаются (2g.
Наиболее близким к предлагаемому является способ ликвидации ненормального режима электрической сети при отказе в действии всех защит одного из присоединений, подключенных посредством своих выключателей к системам шин, оборудованных шиносоединительным выключателем, при котором сначала отключают шиносоединительный выключатель от резервных защит питающих присоединений, действующих, например, с выдержкой времени при направлении мощности короткого замыкания к шинам, затем отключают выключатели элементов сети с последующим AIIB этих выключателей и ускорением защит после АПВ (11.
Недостатком известных способов, является нанесение большого ущерба вследствие окончательного(после АПВ) отключения неповрежденных питающих присоединениЯ в случае устбйчивого короткого замыкания на поврежденном присоединении, где отказали все защиты.
Цель изобретения — уменьшение ущерба, вызванного отказом защит поврежденного присоединения, путем
790059
40
Формула изобретения
d0 окончательного отключения только одного этого присоединения.
Поставленная цель достигается тем, что при известном способе ликвидации ненормального режима электрической сети при отказе в действии всех защит одного из присоединений, подключенных посредстном своих выключателей к системам шин, оборудованных шиносоединительным выключателем, при котором сначала отключают шиносоединительный выключатель от резервных защит питающих присоединений, действукщих, например, с выдержкой времени при направлении мощности короткого замыкания к шинам, отключают выключатели элементов сети с после-, 1$ дующим AIIB этих выключателей и с ускорением .защит после AIIB, дополнительно измеряют напряжения на обеих системах шин, сравнивают их между собой и по результату сравнения определяют, ;щ к какой, системе шин подключено поврежденное присоединение, отключают все присоединения этой системы шин, после чего измеряют напряжения на питающих присоединениях со стороны элементОв сети и с помощью AIIB поочередно включают нсе присоединения с ускорением резервных защит питающих присоединений и действием их на выключатель подключаемого присоединения, причем сначала включают нсе питающие при- ÇÎ соединения при наличии на них напряжения со стороны элементов сети, а затем — питаемые (тупиковые)присоединения.
Кроме того, для определения системы шин, к которой подключено поврежденное присоединение, из напряже-: ний каждой системы шин выделяют напряжение несимметрии, сравнинают их между собой и с заданньм уровнем и, если хотя бы одно из них выше заданного уровня, то принимают, что поврежденное присоединение подключено к той системе шин, где напряжение несимметрии больше.
Если же ни одно из напряжений несимметрии не превыаает заданного уровня, то считают, что поврежденное присоединение подключено к той системе шин, где фазовое(линейное) напряжение меньше.
На чертеже представлена схема работы устройства, осуществляющего способ.
На каждой системе (секции)шин 1 выбирается одно или дна присоединения автотрансформаторы 2 и 3 и питающие выключатели линии 4 и,по которым осуществляется связь рассматриваемой подстанции с источниками питания.
На вводных выключателях 6 этих присоединений предусматривается резервная защита 7, действующая при направлении мощности короткого замыкания к шинам подстанции.
При повреждении на питающем 8 или на тупиковом 9 присоединениях и отказе их защиты 10 или 11(соответственно) .защиты 7 неповрежденных присоединений 2-5 с первой выдержкой времени, большей времени действия оснонных защит всех присоединений данного напряжения, действуют на разделение систем (секций )шин (на отключение выключателя 12). После разделения систем шин на одной из них большая несимметрия напряжения, чем на другой системе шин при несимметричном повреждении, или более низкое напряжение при симметричном повреждении.
Специальным устройством 13 определяется система шин и отключаются все присоединения этой системы при действии резервной защиты 7 неповрежденного элемента 2 или 4 со второй выдержкой времени. Затем контролируется наличие напряжения на питающих присоединениях 2,4 и 8 и от
AIIB включаются только 2 и 4, на которых имеется напряжение. Тем самым остается отключенным поврежденное (питающее) присоединение, так как оно осталось отключенным с противоположной стороны и на нем нет напряжения.
После этого поочередно включаются тупиковые присоединения. При этом на время включения каждого присоеди- нения подготавливаются .цепи ускоренного действия резервных защит неповрежденных присоединений на отключение включаемого присоединения, которые обеспечинают повторное отключение поврежденного присоединения (тупиковой линии).
В результате все неповрежденные присоединения 2,4 и 9(или 8)оказы- . ваются включенными, а поврежденное присоединение 8(или 9)отключенным.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет уменьшить ущерб, вызываемый отказом защиты поврежденного присоединения, так как осуществляет окончательное отключение только этого присоединения. При этом количество релейного оборудования, устанавливаемого на подстанции, практически не увеличивается.
1. Способ ликвидации ненормального режима электрической сети при отказе н действии всех защит одного из присоединений, подключенных посредством своих выключателей к системам шин, оборудованных шиносоединительным выключателем, при котором сначала отключают шиносоединительный выключатель от резервных защит питающих присоединений, действующих, например, с выдержкой времени при .направлении
790059 мощности короткого замыкания к шинам, отключают выключатели элементов сети с последующим автоматическим повторным включением (MiB) этих выключателей и с ускорением защит после AIIB, отличающийся тем, что, с целью уменьшения ущерба, вызван-. ного отказом защит поврежденного присоединения, путем окончательного отключения только этого присоединения, измеряют напряжения на обоих системах шин, сравнивают их между собой и по результату сравнения определяют, к какой системе шин подключено поврежденное присоединение, отключают все присоединения этой системы шия, после чего измеряют напряжения на питающих присоединениях со стороны элементов сети и с помощью AIIB поочередно включают все питающие присоединения при наличии на них напряжения со стороны элементов сети, а затем — питаемые присоединения.
2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что из напряжений каждой системы шин выделяют .напряжения несимметрии, сравнивают их между собой и с заданным уровнем и, если хотя бы одно из них выше заданного уровня, считают, что поврежденное присоединение подключено к той системе шин, где напряжение несимметрии больше.
3 ° Способ по п. 2, о т л ич а ю шийся тем, что если ни одно из напряжений несимметрии не ппевыаает зааанного уровня, то считают, что поврежденное присоединение подключено к той системе шин, где фазисе (линейное) напряжение меньше. !
5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Федосеев Ai М. Релейная защита электрических систем М., "Энергия
197б, с. 170, 505-520.
2О 2.Богорад А. М., Назаров lO. Г.
Автоматическое повторное включение в энергосистемах М., "Энергия", 1969, с. 307-320 °
ВЙИИПИ Заказ 9048/53
Тираж 783 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул. Проектная,4