Переносная бензомоторная пила
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 090378 (21) 2591497/29-15 с присоединением заявки М (23) ПриоритетОпубликовано 301280, Бюллетень М 48
Дата опубликования описания 30. 12. 80 (51)М. Кл з
В 27 В 17/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 634.0. 36:
621 93б 6 (088.8) М. С. Башарин, Н.С. Корелин, 10. К. Непомнящий, В.А. Собянин и В. И. Дегтярев (72) Авторы изобретения. (71) Заявитель
Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (54)ПЕРЕНОСНАЯ БЕНЗОМОТОРНАЯ ПИЛА
Изобретение относится к перенос-, ным бензомоторным пилам и может быть использовано в лесной промышленносИзвестны переносные бенэомоторные пилы, включающие двигатель с уравновешивающим механизмом и бензобак — активный блок, который посредством упругих элементов связан с имеющей рукоятки управления рамой Щ2 .
Однако пилы такой конструкции имеют значительную массу, не обеспечивают снижения уровня. мощности виброколебаний на рукоятках управления при сохранении управляемости пилой.
Цель изобретения — уменьшение массы пилы и снижение уровня мощности виброколебаний на рукоятках управления при сохранении управляемости пилой °
Это достигается тем, что каждый из упругих элементов выполнен в виде по крайней мере двух амортизаторов и трех пружин, две из которых соединены последовательно одна другой через один из амортизаторов и расположены параллельно третьей, причем одни концы параллельно расположенных пружин соединены с активным блоком, а другие через второй амортизатор— с рамой.
При этом соединяющий последовательно расположенные пружины амортизатор имеет корпус, в котором расположены подпружиненные относительно него
S коническими пружинами два демпфера со штоками, концы которых соединены с последовательно, расположенными пружинами.
Корпус амортизатора выполнен разь10 емным и его части связаны между собой посредством реэьбового соединения.
Кроме того, соединяющий пружины с, рамой амортизатор имеет опорный стержень и корпус, в котором расположены демпфер и конические пружины, причем один конец опорного стержня закреплен на раме, а другой, посредством демпфера и конических пружин, связан с корпусом амортизатора.
20 На фиг. 1 изображена переносная бенэомоторная пила; на фиг. 2 — вид по стрелке A на фиг. 1; на фиг. 3 механический заграждающий виброколебания упругий элемент; на фиг. 4
2S механический последовательно соеди" ненный с пружинами амортизатор беэ затухания; на фиг. 5 — то же с затуханием и регулируемой жесткостью; на фиг. б — принципиальная механи—
30 ческая схема заграждающего вибраколе791521 бания упругого элемента; на фиг. 7 принципиальная электрическая схема эаграждающего виброколебания упругого элемента, выполненная по аналогии механическая сила — электрическое напряжение; на фиг. 8 — эпюры затухания заграждаюшего упругого элемента, поясняющие его работу.
Переносная бензомоторная пила содержит активный блок 1 (фиг. 1), включающий двигатель с уравновешивающим механизмом и бензобак, который посредством механических загра>>сдающих виброколебания упругих элементов
2 связан с имеющей рукоятки 3 и 4 управления (фиг. 2) рамой 5. Каждый из механических заграждающих виброколебания упругих элементог выполнен в виде по крайней мере двух амортизаторов б и 7(фиг. 3) и трех пружин 8, 9, 10.. Пружина 8 и корпус 11 амортизатора б .(как масса) жестко соединены между собой и образуют механический параллельный антиреэонансный контур
12. Амортизатор б имеет в своем составе демп4>ер 13, податливость в виде двух конических пружин 14 и регулирующую их жесткость накидную гайку
15, а также опорный стержень 16, один конец которого закреплен на раме 5 а другой посредством демпфера 13 и кони ческих пружин 14 связан с корпусом 11 пружина В заполнена мелкой плетеной сеткой иэ нержавеющей проволоки. Пружины 9 и 10 соединены последовательно одна другой через амортизатор 7, расположены параллельно пружине В, образуют последовательный резонансный контур 17 (фиг. 4). с целью настройки и расширения полосы пропускания(прозрачности) контур 17 выполнен с регулируемой жесткостью его упругих элементов и регулируемым затуханием. Такой контур содержит разъемный корпус 18 (фиг. 5), его части связаны между собой посредством резьбового соединения. В корпусе 18 расположены подпружиненные относительно него с линейно-возрастающей жесткостью коническими пружинами 19 два демпфера 20, установленные на штоках 21 с упорами 22 и резьбовыми концами. Каждый иэ демпферов 20 имеет фрикционный элемент, выполненный в виде полукольца, жестко скрепленного с пружиной. Последняя в результате деформации под действием регулировочного винта 23 увеличивает силу трения фрикционного элемента с корпусом 18, а следовательно, и затухание контура 17.
Механические параллельный антирезонансный -12 и последовательный резонансный 17 контуры, каждый из которых настроен в резонанс на основную частоту,(первую гармонику) вынуждающей силы рабочего режима двигателя пилы, соединенные между. собой последовательно относительно источника активного блока 1 вынуждающей силы, одними концами прикреплены к активному блоку 1, а другими - через второй амортизатор б к раме 5.
Схема каждого механического заграждающего виброколебания упругого элемента 2 представлена на фиг. б, где F — вынуждающая сила, пружина 8 с подушкой из плетеной проволоки спредставлена податливостью К< и демпфером Д„, масса корпуса 11 амортизатора — М<, пружины 19-КО, демпфер
20-Д,масса корпуса 18-Мс>, демпфер
13-Д,, пружины 14 амортизатора б-К, а масса рамы 5 с рукоятками 3 и 4
f$ управления — Mp.
Виброизоляцию рукояток 3 и 4 управления от виброколебаний активного блока 1 поясняют эквивалентная механическая схема (фиг. 7), где механиЩ ческая сила F представлена напряжением U, жесткость К < — емкостью С,, демпфер Дс резистором R<, масса Щиндуктивностью L<, Д<-R,, К, — С„
< с < <
MpLp< КО Со, До о MpL<> и р ки затухания (фиг- 8) °
При работе пилой колебания вынуждавШей силы, генерируемые активным блоком 1,передаются на раму 5,имеющую рукоятки 3 и 4 управления, через загра>кдающие виброколебания упругие элементы 2. Параллельный антирезонансный контур 12, настроенный в резонансе на основную частоту Ф вынуждающей силы, имеет черезвычайно большое затухание на этой частоте и окрестных
З5 ее частотах и сиЛьно ослабляет вкбро-, колебания (характеристика 24).
Ослабленные виброколебания с частотой fp шунтируются на.активный блок 1 последовательным резонансным контуром 17, имеющим для частоты и окрестных ей частот незначительное сопротивление, чем еше дополнительно ослабляются. Прошедшая через соединенные .между собой последовательно
4 относительно источника(активного блока 1) вынуждающей силы механические параллельный антирезонансный контур
12 и последовательный резонансный контур 17 незначительная часть виброколебаний 1 > и всех других частот о дополнительно ослабляется резистором
Й<, имеющим постоянную характеристику затухания 25 и емкостью С„ с хас рактеристикой затухания 26. Механические заграждающие виброколебания
55 упругие элементы, имеющие суммарную характеристику затухания 27, практически полностью изолируют раму 5, имеющую рукоятки 3 и 4 управления от виброколебаний активного блока 1 о во всем нижнем диапазоне нормируемых частот.
Формула изобретения
1. Переносная бензомоторная пила, включающая имеющий двигатель и бензо791521 бак — активный блок, который посредством упругих элементов связан с имеющей рукоятки управления рамой, о т л и ч а ю щ а я,с я тем, что, с целью уменьшения массы пилы и снижения уровня мощности виброколебаний на рукоятках управления при сохранении управляемости пилой, каждый . иэ упругих элументов выполнен в виде по крайней мере двух амортизаторов и трех пружин, две из которых соединены последовательно одна другой через один из амортизаторов и расположены параллельно третьей, причем одни кон.цы параллельно расположенных пружин соединены с активным блоком, а другие — через второй амортизатор — с 15 рамой.
2. Пила по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что соединяющий последовательно расположенные пружины амортизатор имеет корпус, в котором Щ расположены подпружиненные относительно него коническими пружинами два демпфера со штоками, концы которых соединены с последовательно рас" положенными пружинами.
3. Пила по п. 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что корпус амортизатора выполнен разъемным и его части связаны между собой посредством резьбового соединения.
4. Пила по и. 1, отличающ а я с я тем, что соединяющий пружины с рамой амортизатор имеет опорный стержень и корпус, в котором расположены демпфер и конические пружины, причем один конец опорного стержня закреплен на раме, а другой посредством демпфера и конических пружин связан с корпусом амортизатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 441199337766,, кклл, B 27 В 17/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
9 458436, кл. В 27 В 17/00, 1975.
791521 л го в
20 1У
Фиг. Ф
22 23 23 22
4 и г. 5
fp
Фиг. 8
Заказ 9355/13 Тираж 559 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Н. Корелин
Редактор Л. Павлова. Техред .Е,Гаврилешко Корректор С,Шекмар