Машина для уплотнения грунта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
o n и с А-н-и
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскнк
Соцналнстнческнк
Реслублнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.04.79 (21) 2754182/29-33 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М К, з
Е 01 С 19/34
Е 02 0 3/046
Государственный комнтет
Опубликог ано 30.12.80. Бюллетень ¹ 48
Дата опубликования описания 05.01.81 (53) УДК 625.085 (088.8) ло депан изобретений и открытнй
Д. Г. Суворов, Ю. В. Погарский, Э. А. Абраменков, Н. П. Ряшенцев, А. Т. Малов, Б. Ф. Симонов, В. П. Полянский, А. K. Шабардин и Ю. Я. Ганин (72) Авторы изобретения
Новосибирский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева, Институт горного дела Сибирского отделения АН СССР и Специальное конструкторское бюро «Строймеханизация» (71) Заявители (54) МАШИНА ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА
Изобретение относится к области строительных грунтоуплотняюших машин с навесным трамбующим рабочим органом, используемых для уплотнения преимущественно связных насыпных грунтов.
Известна грунтоуплотняюшая машина с дизель-трамбователями, которые свободно подвешены к подвижной раме и в процессе работы опираются на шабот, контактирующий с грунтом. Подвижная рама установлена на несущей раме, смонтированной на шасси, и может перемещаться с помощью канатно-гидравлического привода в поперечном относительно оси шасси направлении (1).
Наиболее близкой из известных является машина для уплотнения грунта, содержащая базовое шасси, несущую раму с установленной в горизонтальных направляющих траверсой с гидравлическим механизмом ее перемещения, имеющим тяговый канат, и смонтированный на траверсе с помощью пружинной подвески трамбуюший рабочий орган. Кроме того, машина имеет прижимные гидроцилиндры )2).
Недостатками известных машин являются недостаточная эффективность работы
2 на связных и крупнообломочных грунтах вследствие необходимости выключения рабочих органов при перемещении траверсы в поперечном направлении во избежание значительных динамических нагрузок на машину. Выключение же рабочих органов при поперечном перемещении траверсы приводит к значительному снижению производительности, что также отражается на эффективности работы машины.
Целью изобретения является повышение
10 эффективности уплотнения грунта.
Достигается это тем, что в машине для уплотнения грунта, содержащей базовое шасси, несущую раму с установленной в горизонтальных направляющих траверсой с гидравлическим механизмом ее перемещения, имеющим тяговый канат, и смонтированный на траверсе с помощью пружинной подвески трамбующий рабочий орган, механизм перемещения траверсы снабжен смонтированным на ней приводным захватом, эажим20 ные элементы которого расположены симметрично относительно тягового каната, а привод захвата связан с трамбующим рабочим органом посредством системы управления.
79!824
Зажимные элементы выполнены в виде установленных на имеющей резьбовую часть оси дисков, один из которых соединен с по-, следней жестко, а другой — с возможностью аксиального перемещения, причем привод захвата выполнен в виде размещенной на реэьбовой части оси гайки, а система управления приводом захвата выполнена в виде рычажно-шарнирного устройства, одно из звеньев которого жестко соединено с гайкой.
На фиг. 1 изображена предлагаемая машина, общий вид; на фиг. 2 — схема механизма перемещения траверсы (рычажношарнирный вариант системы управления приводом захвата); на фиг. 3 — то же
{вариант системы управления с электромеханическим датчиком перемещений); на фиг. 4 — то же (вариант системы управления на основе бесконтактного датчика перемещений); на фиг. 5 — то же (схема электрической связи с датчиком, регистрирующим внутренние процессы в трамбующем рабочем органе в форме электрических импульсов).
Машина для уплотнения грунта состоит из базового шасси 1, несущей рамы 2 с гидроцилиндром 3. На горизонтальных направляющих 4 несущей рамы установлена подвижная траверса 5 с трамбующим рабочим органом 6, ударная часть которого соединена с трамбующей плитой 7. Рабочий орган 6 монтируется на траверсе посредством упругой подвески, состоящей из направляющей 8, верхних 9 и нижних 10 пакетов пружин. Механизм перемещения траверсы установлен на несущей раме 2 и включает гидроцилиндр 1 двустороннего действия с подвижными блоками 12 и 13 на штоках, неподвижные блоки 14 с запасованным на них тяговым канатом 15. Канат
15, концы которого закреплены на несущей раме, свободно пропущен между зажимными элементами — дисками 16 и 17 фрикционного захвата, установленного на траверсе.
Диски механизма захвата размещены на оси 18, из них диск 16 закреплен на оси жестко, а диск 17 с воэможностью аксиального перемещения установлен на скользящей шпонке и снабжен приводом в виде нажимной гайки 19, размещенной на резьбовой части оси 18. Гайка посредством хомута 20 и системы управления в виде рычагов 21 и 22 рычажно-шарнирного устройства связана с корпусом трамбующего рабочего органа 6.
Машина работает следующим образом.
Для уплотнения полосы грунта включается рабочий орган 6. Одновременно включается гидроцилиндр .Il, штоки которого перемещают подвижные блоки 12 и 13.
При движении блоков вправо осуществляется правое движение тягового каната !5, а при обратном — левое. В процессе работы, трамбующего рабочего органа 6 его ударная часть и корпус сонершак>т нозвратнопоступательные днижения, при этом они перемешаются в противофазе. Так н первый период холостого хода ударной части, когда трамбующая плита 7 отрынае1ся от поверхности грунта, корпус рабочего органа под действием возмущающей силы перемещаетсВ вниз, сжимая нижние 113Kt Tû и!)у жин 10, поступательное движение корпуса при этом посредством рычагов 2! и 22 и хомута 20 преобразуется во вращательное движение нажимной гайки !9, которая поворачивается вправо и перемещает подвижный диск !7 к неподвижному 16. Диски зажимают движущийся тяговый канат !5, н результате чего вместе с канатом начинает перемещаться траверса 5 с рабочим органом 6. (Io истечении некоторого времени направление действия внутренней возмущающей силы рабочего органа 6 изменяется. Его удар10
1$ ная часть останавливается и начинает двигаться вниз, совершая рабочий ход. Корпус рабочего органа 6 по достижении крайнего нижнего положения будет перемещаться вверх, освобождая нижние и сжимая верхние пакеты пружин 9. Движение корпуса через рычаги 2! и 22 и хомут 20 сообщается нажимной гайке 19, которая поворачивается влево. При этом уменьшается осевое усилие, прижимающее диски 16 и 17 к канату 15, и через некоторое время происходит полное растормаживание каната, в реэе
25 зультате чего траверса 5 останавливается.
По завершении указанного цикла происходит изменение направления внутренней воз55
Электрическая связь по фиг. 4 содержит бесконтактный, например, индуктивный датчик, регистрирующий перемещение корпуса рабочего органа, и усилитель сигналов. мущающей силы рабочего органа, после чего
его ударная часть, продолжающая движение по инерции, наносит трамбующей плитой 7 удар по грунту. Затем вновь совершается холостой ход и описанный цикл повторяется. Изменение направления движения каната 15 осуществляется путем переклю. чения гидроцилиндра 11 по сигналу конечio ных выключателей, взаимодействующих со штоками.
Дискретное перемещение траверсы 5 реализуется также на основе электрической связи рабочего органа с фрикционным захватом.
4S
Такая связь согласно фиг. 3 включает электромагнит с толкателем и возвратной пружиной. Толкатель нри этом соединяется с рычагом 21. Система питания и управления электромагнита содержит двухпозици5О онный электромеханический датчик с роликовым рычагом. Замыкание цепи датчика осуществляется при установке рычага в положение А. В положении Б цепь датчика разомкнута.
791824
В электрической системе связи по фиг. 5 содержится бесконтактный датчик, преобразуюший сигналы поступавшего в рабочий орган энергоносителя в электрические импульсы. В качестве датчика может быть использован тензометрический датчик, регистрируюший давление воздуха или рабочей жидкости в гидропневматическом рабочем органе, трансформатор тока, регистрируюший изменение тока в катушках электромагнитного рабочего органа и т. п. Датчик
10 давления подключается к полости холостого хода ударной части рабочего органа (фиг. 5).
Датчик тока включается в цепь катушки холостого хода электромагнитного раб чего органа.
Такое выполнение машины устраняет ss действие на элементы подвески и базовую машину боковых динамических нагрузок, стабилизирует режим рабочего органа. При этом значительно улучшаются эксплуатационные качества машины, создаются предзо посылки для полной автоматизации ее рабочего процесса.
Формула изобретения
23
I. Машина для уплотнения грунта, содержашая базовое шасси, несущую раму с устаиевленной в горизонтальных направляюших траверсой с гидравлическим механизмом ее перемещения, имеющим тяговый канат, и смонтированный на траверсе с помощью пружинной подвески трамбуюший рабочий орган, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности уплотнения грунта, механизм перемещения траверсы снабжен смонтированным на ней приводным захватом, зажимные элементы которого расположены симметрично относительно тягового каната, а привод захвата связан с трамбуюшим рабочим органом посредством системы управления.
2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что зажимные элементы выполнены в виде установленных на имеющей резьбовую часть оси дисков, один из которых соединен с последней жестко, а другой — с возможностью аксиального перемешения, причем привод захвата выполнен в виде размещенной на резьбовой части оси гайки, а система управле ния приводом захвата 6ыполнена в виде рычажно-шарнирного устройства, одно из звеньев которого жестко соединенно с гайкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР № !75073, кл. Е 01 С !9/34, 1964.
2 Авторское свидетельство СССР .№ 207245, кл Е О! С 19/38, !9бб.
791824
Фиг.s
16
Фнг.5
Составитель В. Матвеев
Редактор Т. Горячева Техред А. Бойкас Корректор Н Григорук
Заказ 9386/28 Тираж 6l2 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий ! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шскан наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатенгэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4