Способ изготовления кольцевых трансформаторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<11,792317 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04. l 3..78 (2) )2682398/24-07 с присоединением заявки K (23) Приоритет—
Опубликовано 30. 32.80. Бюллетень,% 48
Дата опубликования описания 03.03..8 l (51) М. Кл.
Н 03 F 43./02
Веудеротевннмй комитет
СССР ло лелем изобретений и открытий (53) УДК623. .338.44 (088.8) (72) Авторы изобретения
Д. Д. Добровольский и А. С. Ксенофонтов
Северо-Западный заочный политехнический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЬЦЕВЫХ
TP АНСФОРМ АТОРОВ
Изобретение относится к технологии производства электрических машин и аппаратов, в частности, к технологии производства кольцевых (тороидальных) трансформаторов и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ изготовления кольцевых трансформаторов путем намотки катушки на полый кольцевой каркас с последующей вмоткой ленты в катушку колт цевого ленточного сердечника и крепления витков )if.
Недостатками данного способа являют- 15 ся плохие электрические свойства изготавливаемого трансформатора, т.е. низкий
КПД, низкая удельная мощность, а также большие габариты и неудобная для компановки в аппаратуре форма изготовляемого трансформатора.
Целью настоящего изобретения является уменьшение габаритов и улучшение электрических с»ойст» трансформатора за счет увеличения заполнения окна сердечника.
Поставленная цель достигается тем, что перед намоткой провода, внутрь каркаса вставляют пружинящее кольцо, а после намотки провода, ленту закрепляют на кольце и помешают в приспособление, создающее магнитное поле, под действием которого производят вмотку ленты, одновременно между кольцом и внутренней стенкой каркаса подают охлаждающую и смазываюшую среду, и кроме того, крепление витков производят путем заполнения пространства каркаса, незаполненного лентой, ферромагнитной полимеризуюшей массой.
На фиг. l изображено осуществление предлагаемого способа; на фиг. 2 изображен каркас катушки с кольцом внутри, к которому прикрепляется лента при намотке; на фиг. 3 дан внешний »ид кольца; на фиг. 4 показана фиксация разомкнуто-го кольца для осушес1»пения намотки аркаса проводом.
Способ изготовления кольцевых трансформаторов путем намотки катушки на полый кольцевой каркас с последующей вмоткой ленты в катушкукольцевого ленточного сердечника и крепления витков, о т и ич а ю ш и и с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и улучшения электрических свойств трансформатора за счет увеличения заполнения окна сердечника, перед намоткой проводе внутрь каркаса вставляют пружинящее кольцо, а после намотки проводе, ленту закрепляют на кольце, помешают в приспособление созе дающее магнитное поле, под действием которого производят вмотку ленты, одновременно между кольцом и внутренней стенкой каркаса подают охлаждающую и смазываюшую среду. з 7923
Способ осуществляют следующим образом.
Предварительно наматывают электрическим проводом 1 каркас 2 катушки. Для этого пружинящее кольцо 3 размыкают в
5 области секториального разреза каркаса 2 и фиксируют, например, с помощью клиньев 4. Минимальное расстояние между щечками 5 каркаса 2 должно при этом быть не меньше диаметра наматываемого lo провода
Для удобства намотки каркаса 2 проводом l, особенно в районе щечек 5, область секториапьного разреза каркаса 2 на время намотки провода l расширяют, распирая каркас 2 в пределах упругих деформаций.
После намотки каркаса 2 проводом 1 фиксируют клинья 4, удаляют и кольцо 3 под действием упругих сил смыкается.
Затем через разрез каркаса 2 в его полость заводят начало ленты 6 и закрепляют его в углублении 7 кольца 3, например, при помощи быстротвердеющей мастики.
Внутренняя сторона кольца 3 имеет форму круга, а дпя получения более равномерной намотки ленты 6 внешняя сторона кольца 3 представляет собой виток спирали с шагом,равным толщине ленты 6.
После закрепления ленты 6 с помощью статора 8 создают вращающееся магнитное поле.
Сомкнутое металлизированное кольцо
3 выполняет при этом роль короткозамкнутого ротора асинхронного двигателя.
После окончания намотки ленты 6 электрическую цепь кольца 3 разрывают, например, механической обдиркой слоя метаплизации через разрез каркаса 2.
Наличие короткозамкнутого витке в сердечнике несколько ухудшило бы электрические свойства трансформатора.
Одновременно с созданием врашаюше- 45 гося магнитного поля в зазор 9 между кольцом 3 и внутренней стенкой каркаса
2 подают под давлением охлажденную текучую среду, например, воздух, в направлении уменьшения толщины кольца 3 (в направлении намотки ленты) .
При этом в зазоре 9 образуется воздушная подушка, обеспечивающая хорошее скольжение кольца 3.
Причем разогреваемое вихревыми токами, короткоземкнутое кольцо 3 охлаждается текучей средой.
Движение текучей среды в зазоре 9 создает допопнительное усилие при на17 ф мотке ленты 6 (копьцо 3 является как бы рабочим колесом турбины) . Это усилие может быть значительным, так как полость, в которой движется. текучая среда может выдерживать большие давления, благодаря с одной стороны прочности каркаса 2 с намотанной проволокой l, играю« щей роль бандажа и с другой стороны прочностью кольца обеспечиваемой намотанной на него лентой 6.
В качестве текучей среды также может быть использована какая-либо жидкость, выполняющая одновременно технологические функции, не связанные с намоткой ленты 6, например, пропитку.
Для того, чтобы при движении ленты6 в разрезе каркаса 2 не создавалось излишнее трение, ленту 6 в пространстве этого разреза подпирают направляющим роликом lO.
После заполнения полости каркаса 2 необходимым количеством ленты 6, в пространстве каркаса незаполненное лентой 6 через поперечный разрез каркаса 2 подают под давлением ферромагнитную полимеризуюшуюся массу.
Применение предлагаемого способа намотки позволяет получить тороидальный трансформатор с неразрезным сердечником и большим коэффициениом заполнения, т.е. лучшими электрическими и эксплуатационными свойствами, при этом изготовление электрических обмоток не требует сложнои шпулечной намотки, а сам процесс немотки ленточного сердечника легко автом а тизир уется.
Формула изобретения
792317
2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что крепление витков производят путем заполнения пространства каркаса, незаполненного лентой, ферромагнитной полимеризуюшей массой.
Источн ики информапии, принятые во внимание при экспертизе
4.. Авторское свидетельство СССР
¹ lO7462, кл. Н Ol. F 44./02, 1956.
792317 дуг. 3
Составитель B. Пышкине
Редактор Л. Гольдина Техред М,Голинка Корректор Ю. Макаренко
Заказ 9585/5 l Тираж 844 Подписное
В11ИИПИ Государсивенного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3O35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4