Коллектор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сеюз Советскик

Сациалмстмческнк

Республик

ОП ИСАНИЕ

И 3 О Б Р Е Т Е Н И И ""792389

К АВТОРСКОМУ СВ ИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свмд-ву— (22) Заявлено 04. 04 79 (2т) 2745584/24-07 (51) М т(Л. с присоединением заявки М

Н 01 R 39/04

Государственный комитет

СССР

IIo делам изобретений и открыти Й (23 ) Приормтет

Опубликовано 30.1480. бюллетень йо48

Дата опубликования описания 301280 (53) УДК 621. 313. .2.047(088.8) (72) Авторы изобретения

D, И. Чучман и В. Д. Завгородний (71) Заявитель

Львовский ордена Ленина политехнический институт (54) КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению.

Известен коллектор электрической машины, содержащий центрирующую изоляционную втулку, угольную оболоч- % ку, закрепленную поверх втулки коаксиальио с ней, в котором контакт между концами якорной обмотки и пластинами коллектора осуществлен посредством электропроводящей пасты 1@ 13 .

Известен также угольный коллектор содержащий диск из изоляционных гильз гибкие электропроводящие ламелн, смонтированные на диске, или контактирующие пружины, число которых может изменяться в соответствии с числом пластин коллектора, что обеспечивает электрическое контактирование с лицевыми повецхностями ребер ;щ пластин коллектора 2).

Указанные конструкции угольных коллекторов имеют недостаточную надежность соединения между коллекторными пластинами и концами обмотокЯ якоря.

Известен коллектор электрической машины, содержащий изоляционную втулку, на которой закреплены коллекторные пластины из углеграфитного 3О материала и соединительные элемен- . ты для подключения концов обмотки якоря (3) .

Недостатком укаэанного коллектора, как и всех предыдущих, является низкая надежность электрического контакта между обмоткой якоря и пластинами коллектора.

Целью изобретения является повышение надежности электрического контакта между выводными концами обмотки якоря и коллекторными пластинами.

Указанная цель достигается тем, что на наружной поверхности изоляционной втулки выполнены трапецеидальные или треугольные аксиальные шлицы, внутренний угол которых больше угла коллекторного деления, на боковых поверхностях шлицов установлены пластинчатые соединительные элементы, к которым прижаты коллекторные пластины.

На фиг. 1 показан общий вид коллек тора; на фиг. 2 — сечение A-А на фиг: 1, на фиг. 3 и 4 показаны варианты выполнения коллектора.

Коллектор электрической. машины содержит изоляционную втулку 1, кол-, лекторные пластины 2 из углеграфитного материала, закрепленные на изоля792389 ционной втулке 1, и соединительные элементы 3 для подключения концов якорной обмотки 4. На наружной поверхности изоляционной втулки выполнены аксиальные шпицы 5 трапецеидальной нли треугольной формы. Внутренний угол шлицов 5 больше угла коллекторного деления. Соединительные элементы 3 установлены на боковых гранях шлицов 5. Коллекторные пластины 2 прижаты к соединитель- 1Ф ным элементам 3 с помощью нажимных устройств, конструктивные варианты которых показаны на фиг. 1, 3, 4.

На фиг. 1 показана конструкция.предлагаемого коллектора, в которой прижатие коллекторных пластин 2 к соединитель- 35 ным элементам 3 осуществляется с помощью волокнистых изоляционных бандажей 6, пропитанных изоляционным ла ком, имеющим большой коэффициент усадки прн полнмернзации. В конструк- Я ции, показанной на фиг. 3, прижатие осуществляется с помощью конусов 7, напрессованных на хвостовики коллекторных пластин 2. "На фиг. 4 - прижатие осуществлено с помощью винтов 8, проходящих через накладки 9.

Описанная конструкция коллектора обеспечивает увеличение надежности электрического контакта между якорной обмоткой и углеграфитовьвеи коллекторньми пластинами за счет увеличении площади контактирования между коллек+ торной пластиной и соединительными элементами и увеличения жесткости соединения, которое достигается за счет расклиниваиия соединительных элементов коллекторной пластиной.

При необходимости контактные поверхности коллекторной пластины покрываются токопроводящим материалом:(гальванической медью), а для предохра- 49 нения контактных поверхностей от окисления межламельные промежутки покрываются слоем защитного лака.

Такой коллектор может быть использован в электрических машинах, работающих в жестких механико-климатических условиях (вибрации, удары, перепады температур и т. д.). Кроме того, такая конструкция может быть использована при изготовлении коллекторов большого диаметра. В этом случае каждая коллекторная пластина изготовляется в виде отдельного блока, включающего в себя изоляционное основание, соединительные элементы и коллекторную пластину, блоки закрепляются на общей ступице.

Формула изобретения

Коллектор электрической машины, содержащий изоляционную втулку, на которой закреплены коллекторные пластины, из углеграфитного материала, и соединительные элементы для подключения концов обмотки якоря, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью поВышения надежности электрического контакта между выводными концами обмотки якоря и коллекторными пластинами на наружной поверхности изоляционной втулки выполнены трапеце идальные или треугольные аксиальные шлицы, внутренний угол которых больше угла коллекторного деления, на боковых поверхностях шлицов установлены пластинчатые соединительные элементы, к которым прижаты коллекторные пластины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании

9 1170317., кл. Н 2 А, 1969.

2. Патент Франции Ю 2041622, кл. Н 02 K 1971.

3. Патент Великобритании

9 1265865, кл. Н 2 А, 1972 °

792389

Составитель В. Чернова

Редактор Н. Козлова Техред A. Ач Корректор Е. Папп

Тираж 4 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4