Устройство для релейной защиты секции шин низкого напряжения комплектной трансформаторной подстанции
Иллюстрации
Показать всеРеферат
792460
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено 23.01.78 (2! ) 2571907/24 0 (5I )M. Кл.
Н 02 Н 3/28
Н 02 Н 7/26 с присоединением заявки ¹â€”
Геоуддрстввииый комитет
СССР (23) Приоритет ло делам изобретений и отхомтий
Опубликовано 30.12.80. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 3 1.12.80 (53 ) Уд К 62 1.3 16. .925 (088,8) (.72) Автор изобретения
В. В. Кочетков (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЛЕЙНОЙ ЗАШИТЫ СЕКЦИЙ"
ШИН НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ КОМПЛЕКТНОЙ
ТРАНСФОРМАТОРНОЙ HOjlCTAHLlMH
Изобретение относится к области электроэнергетики,в частности к релейной защите комплектных распределительных подстанци й.
Известно устройство дпя релейной защиты секции шин низкого напряжения
5 комплектной трансформаторной подстанции (КТП) и примыкающих к ней присоединений, представпякщие собой совокупность максимально токовых защит (МТЗ) ввода и пиний L17.
Селективность отключения токов корот.кого замыкания в этом устройстве обеспечивается введением ступенчатых выдер жек времени, увеличивающихся по мере
15 приближения к источнику электрической энеугии, что является недостатком так. как замедляет отклонение короткого замыкания, что требует повышенной термической устойчивости всех входящих в КТП
20 элементов.
Известны устройства дпя дифференциальной токовой зашиты (ДТЗ) шин эпектрических станций и подстанций, а в том
2 числе с уравновешенными напряжениями, где выходы датчнков тока присоединений включены последовательно между собой и с входом релейного органа ДТЗ. Оно быстродейственно, не обеспечивает репейной зашиты отходящих линий f23 °
Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности является устройство для репейной защиты секции шин низкого напряжения комплектной трансформаторной подстанции и отходящих от нее линий, состоящее из ДТЗ секции шин и МТЗ каждой линии, содержащее первые датчики .тока всех присоединений (ввода и пиний}, репейный орган ДТЗ, вторые датчики тока, линий и репейные органы МТЗ линий, в котором выходы датчиков тока всех присоединений вкпючены последовательно, между собой и с входом репейного органа ДТЗ, выходы вторых датчиков тока линий подкпючены ко входам репейных органов МТЗ, а выходы репей-ных органов flT3 и МТЗ подключены к отключающим блокам выключателей f33. защишена дифференциально-токовой зашитой, включакнцей в себя датчики 11, 7 и 8, выходы которых соединены последовательно между собой и с входом релейного органа 12, причем, выходы датчиков
7 и 8 включены между собой согласно, а по отношению к датчику 11 — встречно.
Репейные органы 2,9,12 и 10 срабатывают только при одной полярности подведенного напряжения, указанной на схеме. Датчики тока представляют собой трансреакторы 13,14 и 15, параллельно вторичной обмотке которых подключены последовательно соединенные между собой соответственно диоды 16,17 и 18 и резисторы
19,20 и 21. Выходом датчиков тока являются выводы резисторов, напряжение на которых однополяр но и лропорци он аль но отношению тока присоединения к его номинальному току.
Сопротивление резисторов много меньше входного сопротивления релейных орга с..
НоВ Первичные обмотки трансформаторов включены синфазно, т,е. при одинаковом направлении проходящих через присоединения токов, сигналы на выводах, обозначенных точкой, имеют одинаковую полярность.
При аварийных режимах устройство работает следующим образом.
При замыкании в точке А ток проходит через выключатели 1 и 3, B напряжение ка резисторах 19 и 21 имеет полярность, указанную на схеме. Учитывая, что значение этих напряжений пропорционально отношению тока через выключатели 1 и 3 к HQMEE HB льному току при сое дине ни й, а номинальный ток ввода больше номинального тока линии напряжения резистора 21 больше, чем HB резисторе 19, Разностное напряжение на входе релейного органа 12 препятствует его срабатыванию. Часть этого напряжения, приложенная к входу релейного органа 9, также препятствует срабатыванию последнего. Следовательно, сработает репейный орган 10 и замыкание будет селективно, отключено выключателем 3.
При замыкании в точке Б часть напряжения на резисторе 19 будет приложена к входам репейных органов 9 и
10, в полярности способствующей их срабатыванию, однако с учетом соотношения между сопротивлением резисторов и входным сопротивлением релейных органов величина напряжен, и на резисторах
20 и 21 будет недостаточна для срабатывания репейных органов 9 и 10. Следо. 3 7924
Недостатком этого устройства является относительная сложность, которая обусловлена наличием на каждом присоединении двух комплектов датчиков тока для
ДТЗ и МТЗ.
Целью изобретения является упрощение устройства путем исключения вторых датчиков тока линий.
Цель достигается тем, что в устройстве для релейной защиты секции шин, состоящем из ДТЗ секции шин и МТЗ каждой линии и содержашем датчики тока каждого присоединения {ввода и пиний), репейный орган ДТЗ и репейный орган МТЗ, в котором выходы датчиков тока линий подключены к входам репейных органов
МТЗ, выходы датчиков тока всех присоединений соединены последовательно между собой и с входом релейного органа ДТЗ, а выходы репейных органов ДТЗ и МТЗ о подключены к откпючаюшим блокам выключателей, датчики тока выполнены HB преобразователях, напряжение на выходе которых однополярно и пропорционально отношению тока присоединения к его номинально- му току, релейный орган ДТЗ выполнен .однополярным по входному напряжению, выходы датчиков тока линий включены между собой согlIBGHo, B выход датчика тока ввода - встречно. 30
В частном случае каждый датчик тока может быть выполнен посредством индукционного преобразователя тока в напря>кение {трансреактора), к вторичной обмотке которого подключены последовательно
35 включенные диод и резистор, причем выводы последнего являются выходными зажимами датчика тока.
В случае выполнения КТП двухтрансфарматорной датчик тока может содержать две параллельные цепи, каждая из которых состоит из последовательно соединенных диода и резистора и предназначена для подключения к ДТЗ одной из двух секций шин низкого напряжения подстанции, Схема предлагаемого устройства приведена на чертеже, На всех присоединениях шин низкого напряжения установлены автоматические выключатели 1,2 и 3, вводной 1, соедис ненный со вторичной обмоткой силового трансформатора 4 и линейные 2 и 3, че-. рез которые питаются нагрузки 5 и 6.
Линии защищены максимальными токовыми защитами, включающими в себя датчики тока 7 и 8, выходы которых подключены к входам репейных органов 9 и 10 а выходы репейных органов соединены с отключающими блоками выключателей 2 и 3, 60 4 екция шин низкого напряжения, расйоложенная между выключателями 1, 2 и 3, 5 7 924 вательно, сработает только репейный орган 12 и замыкание будет селективно отключено выключателем 1.
Если комплектная трансформаторная подстанция имеет два сиповых трансформатора, вторичные обмотки которых через вводные выключатели подключены к двум секциям шин низкого напряжения, соединенным между собой секционным выключате-, лем, датчик тока последнего должен иметь . два выхода, для чего он имеет две параллельные цепочки из последовательно соединенных диода и резистора.
Экономическая эффективность изобретения определяется тем, что существенно сокращается число датчиков тока присоеди« нений, используемых для подключення к релейной защите, что особенно важно для комплектных трансформаторных подстанций ввиду уменьшения габаритов и веса укаэан2p ных датчиков тока.
Формула изобретения
1 ° Устройство для релейной зашиты секции шин низкого напряжения комплект- 2 ной трансформаторной подстанции и отхо» дяших от нее линий, состоящее из дифференциально-токовой защиты (ДТЗ) секции шин и максимально токовых зашит (МТЗ) каждой линии, содержащее датчики тока каждо- 3р го присоединения, репейный орган ДТЗ и репейные органы МТЗ, в котором выходы датчиков тока линий подключены к входам репейных органов МТЗ, выходы датчиков тока всех присоединений соединены последо-, з ватечьно между собой и с входом релейного органа ДТЗ, а выходы репейных органов
ДТЗ и МТЗ подключены к отключающим блокам выключателей, о т л и ч а ю60 6 щ е е с я тем, что, с целью упрощения, датчики тока выполнены на преобразователях напряжения, напряжение на выходе которых однополярно и пропорционально отношению тока присоелинения к его номинальному току, репейный орган ДТЗ выполнен однополярным по входному напряжению, выходы датчиков тока линий включены между собой согласно, B выход датчика тока ввода — .встречно.
2. Устройство по п.1, о т л и; а ющ е е с я тем, что каждый датчик токапреобразователь выполнен нв трансревкторе, к вторичной обмотке . которого подключены последовательно включенные диод и резистор, причем выводы последнего служат выходными зажимами датчика тока.
3, Устройство по пп, 1 и 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в случае выполнения подстанции, двухтрансформаторный датчик тока секционного выключателя содержит две параллельные цепи, каждая из которых состоит иэ последовательно соединенных диода и резистора и предназначена для подключения к ДТЗ одной иэ секций шин низкого напряжения подстанции, Источники информации, принятые во внимание при экспртизе
1. Липкин Б. Ю. Электроснабжение . промышленных предприятий и установок, М„Высшая школа" 1975.
2. Федосеев А. М, ° Основы релейной зашиты. М.-Л., ГЭИ, 1961.
3. Бвнтидвнов Л. Н. Тарасов В, И.
Электрооборудование электрических станций и подстанций. Т.2, М.-Л. 19651959 (прототип).
7 92460
Составитель В, Стрелков
Редактор Г. Улыбина Техред С.Мигунова Корректор . ". ыароии
Заказ 9594/59 Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г.Ужгород, ул, Проектная, 4