Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскмк
С©цивлмстмч4скмх
Республик
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОУСКОМУ 4ЗИ ВТИЛЬСТВУ
<1792496 (61) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-???? (22) ???????????????? 230878 (21) 2656365>
Опубликовано 3G1280 .Бюллетень ЙЯ 48
Дата опубликования описания 3012,80 (5))e К
Н 02 К 5/173
Государственный комитет
СССР яо делам нзобретений я открытка (53) УДК 621. 13..04(088.8) (72) Авторы изобретения
A.Ñ. Кузьмин и Б.В. Смирнов (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА го
Изобретение относится к электромашиностроенню, в частности к электрическим машинам малой и средней мощности на опорах качения.
Известна электрическая машина с ротором на двух подшипниках качения, из которых один фиксирующий, другой — плавающий (1) .
Недостатком такой конструкции является зажатие наружного кольца подшипника. Поскольку это зажатие осуществляется болтами и винтами с. Усилием в сотни кгс, наружное кольцо деформируется, теряется требуемая точность монтажа, что особенно недопустимо в высокоскоростных машинах.
Известна также электрическая машина, содержащая ротор, установленный на двух шарикоподшипниках,один И) из которых фиксирующий положение ротора в осевом направлении, а другой выполнен плавающим, и крышки, между наружным кольцом кажцого шарикоподшипника и наружными крышками разме- 25 щены упругие элементы (одинаковые по конструкции волновые пружины). В этой электрической машине ротор может перемещаться в осевом направлении в обе стороны на величину, пре- ЗО вышающую суммарные технологические отклонения j2) .
Недостаток этой конструкции— отсутствие фиксации ротора по продольной оси, воэможность перекосов наружного кольца, что приводит к увеличению вибрации и уменьшению долговечности.
Цель изобретения — повышение долговечности и снижение вибраций путем исключения деформаций наружного и внутреннего колец подшипника при сохранении фиксации ротора.
Укаэанная цель достигается тем, что в предлагаемой электрической машине между наружным кольцом фиксирующего шарикоподшипника и внутренней крышкой установлен дополнительный
УПругий элемент, например плоская торцовая пружина. Упругий элемент, размещенный с наружной стороны фиксирующего шарикоподшипника, по конструкции может быть аналогичен дополнительному упругому элементу. С наружной стороны внутреннего кольца каждого шарикоподшнпннка может быть размещен упругий элемент, например плоская торцовая пружина.
На фиг. 1 изображена электрическая машина; на фиг. 2 — вариант тор792496
Формула изобретения
IPvt. 2
Pvt 3 авив. f
BHHHIIH Заказ 9595/60 Тираж 783 Подписное
Филиал Г1ПП Патент, r. Ужгород, ул, Проектна я, 4 цовой пружины, на фиг. 3 — торцовая пружина, вид сбоку.
Электрическая машина содержит ротор 1, установленный на двух шарикоподшипниках 2 и 3, из которых подшипник 2 — плавающий, подшипник 3 фиксирующий. Между крышками 4 и 5 и наружным кольцом шарикоподшипника 3 установлены упругие элементы 6,огрaничизающие перемещение наружного кольца в пределах его теплового расширения.
Плавающий подшипник 2 подпружинен упругим элементом 7. Упругие элементы 8 прижимаются к внутреннему кольцу подшипника втулкой. 9 или гайкой
10, упирающимися в торцы вала ротора, и та <им образом ограничивается величина сжатия элементов 8, которая должна быть равна усилию, выбираемому иэ условия непроворачивания кольца на валу под действием вращающего момента. Упругий злемент 8 позволяет исключить деформацию внутреннего кольца под действием усилия его закрепления (величина его достигает нескольких тонн) и обеспечивает возможность перемещения кольца в пределах
его теплового расширения.
Вариант торцовой пружины показан на фиг. 2 и фиг. 3. Количество выступов 11 и расстояние между ними определяются величиной необходимого усилия. Возможно применение торцовой пружины в виде цилиндра с чередующимися прорезями и гладкими торцами.
При работе машины кольца подшипников (как правило, более нагретые, чем соприкасающиеся с ними детали) расширяются, преодолевая усилия упругих элементов, которые на порядок и более меньше усилий при жестком креплении колец. Осевые вибрации частично гасятся в упругих элементах.
Перемещение конца вала благодаря фиксации наружного кольца минимально, т.е. становится возможной компактная компановка электрической машины с механизмом (например, крыльчатка насоса может быть установлен» на валу двигателя).
Устраняется возможность перекоса наружного кольца в ступице, так как оно поджато с двух сторон. Снижение . вибраций и Устранение возможности перекоса повышает долговечность подшипников.
1. Электрическая машина, содер>кащая ротор, установленный на двух шарикоподшипниках, один из которых фиксирующий положение ротора в осевом направлении, а другой выполнен плавающим, и крышки, между наружным кольцом каждого шарикоподшипника и наружными крышками размещены упругие элементы, о т л и ч а ю щ а яЩ с я тем, что, с целью снижения вибрации и повышения долговечности, межцу наружным кольцом фиксирующего шарикоподшипника и внутренней крышкой установлен дополнительный упрур гий элемент, например плоская торцовая пружина.
2. Машина по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что упругий элемент, размещенный с наружной стороны фиксирующего шарикоподшипника, по конструкции аналогичен дополнительному упругому элементу.
3. Машина по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что с наружной стороны внутреннего кольца каждоЗЗ ro шарикоподшипника размещен упругий элемент, например плоская торцовая пружина.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
40 1. Спицын И.A Опоры осей и валов машин и приборов. Л., "Машиностроение", 1970, с. 351-368.
2. Чертеж 1ФВ.054.102 СБ. Электродвигатель асинхронный 4Г;160, серий4 но выпускаемый Владимирским электромоторным заводом с 1974.