Стабилизатор положения остоватранспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Q Г1 И С A Н И E 11,793822

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.01.79 (21) 2716973/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 (51) М,К.

В 60G 19(10

Государственный комитет (53) УДК 629.1.037 (088.8) ие делам извбрвтеиий и открытий (72) Автор изобретения Г. Г. Топурия (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт по машинам для горного земледелия и возделывания субтропических культур (54) СТАБИЛИЗАТОР ПОЛОЖЕНИЯ ОСТОВА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА з м1 тт=, Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам изменения положения транспортных средств при крене, Известно устройство для стабилизации остова транспортного средства, содержащее установленный на остове маятник, взаимодействующий с распределителем гидросистемы стабилизации и связанный с демпфером (1).

Однако это устройство имеет низкую чувствительность стабилизатора из-за наличия демпфера.

Известен также стабилизатор транспортного средства, содержащий монтируемый на остове маятниковый датчик крена, связанный с золотником распределителя исполнительных цилиндров и с поршнем, расположенным в корпусе гидравлического демпфера, полости которого соединены между собой через дроссельное отверстие (2).

Недостатком этого стабилизатора является также пониженная чувствительность стабилизатора из-за постоянного сопротивления демпфера.

Цель изобретения — повышение чувствительности стабилизатора путем создания различной степени демпфирования.

Это достигается тем, что поршень и корU3 пус демпфера выполнены с ц ми сопрягающимися поясками, а на поршне вне зоны цилиндрических поясков выполнены продольные щелевидные прорези.

На чертеже дана принципиальная схема предлагаемого стабилизатора.

Стабилизатор содержит гидронасос 1, соединенный через нагнетательный канал 2 с трехпозиционным четырехходовым золотниковым распределителем 3, шарнирно связанным с маятником 4. Выходные каналы 5 и 6 распределителя 3 присоединены к исполнительным цилиндрам 7 и 8, а сливной канал 9 — к резервуару 10.

На корпус 11 стабилизатора жестко насажен корпус 12 демпфера с фиксирующими цилиндрическими поясками 13, в котором для демпфирования маятника 4 помещен шарнирно связанный с ним с помощью пальца 14 поршень 15 с фиксирующими цилиндрическими поясками 16 и продольными щелевидными прорезями 17.

Две полости А и Б корпуса демпфера 12, образованные для создания большой степени демпфирования, связаны между собой калиброванным отверстием 18 поршня 15.

С целью демпфирования маятника 4 из корпуса 11 стабилизатора корпус демпфера

12 через калиброванное отверстие 18 заполняется демпфирующей рабочей жидкостью.

793S22

Во время передвижения транспортного средства по горизонтальному участку маятник 4 находится в вертикальном положении, поэтому шарнирно связанный с ним золотник трехпозиционного четырехходового распределителя 3 находится в нейтральном положении. В результате этого гидро илиндры 7 и 8 замкнуты, и жидкость из гидронасоса 1 по нагнетательному каналу

2 через распределитель 3 и сливной канал

9 поступает в резервуар 10.

Прп передвижении транспортного средства по склону остов наклоняется, и маятник 4 перемещается, например, направо в поло>кение истинной вертикали. Одновременно перемещается поршень 15. Несмотря на то что в пределах зоны нечувствительности системы герметизация между полостями А и Б осуществлена фиксирующими цилиндрическими поясками 13 и 16, жидкость из полости Б вытесняется через калиброванное отверстие 18 и сливается в полость А. Время смещения поршня 15 зависит от размера перекрытия фиксирующих цилиндрических поясков 13 и 16 и от сечения отверстия 18, а величина перекрытия находится в зависимости от размера зоны нечувствительности, т. е. она может быть меньше или равна ей в соответствии с чувствительностью системы. Поршень 15 перемещается направо с большой степенью демпфирования.

При продолжении движения поршня 15 направо пояски смещаются относительно друг друга, в результате чего с помощью щелевидных прорезей 17 создается проходное сечение между поршнем и корпусом 12 демпфера, которое больше проходного сечения калиброванного отверстия 18. Благодаря этому жидкость свободно сливается из полости Б к корпусу 11 стабилизатора по образовавшейся щели. Одновременно изза увеличения объема полости А жидкость из корпуса 11 по образовавшейся щели сливается в полость А. Маятник 4 свободно перемещается направо с меньшей степенью демпфирования с одновременным выравниванием остова.

Во время выравнивания остова процесс протекает в обратном направлении. Маятник 4 вместе с поршнем 15 из-за щелевидных прорезей 17 начинает смещаться с меньшей степенью демпфирования в левом направлении до момента начала перекрытия фиксирующих цилиндрических поясков

13 и 16. Благодаря этому продольная плоскость остова и маятник 4 синхронно без отставания во времени возвращаются в исходное нейтральное положение.

Во время возвращения остова в нейтральное положение маятник 4 заходит в зону нечувствительности системы. Одновременно фиксирующие цилиндрические пояски 13 и

16 начинают перекрываться. Это вызывает уменьшение проходного сечения до нуля и

Зо

Э >

G0

65 прекращает свободное вытеснение жидкости из полости А в корпус 11 маятника.

Маятник 4 возвращается в вертикальное положение за счет вытеснения жидкости из полости А в полость Б через калиброванное отверстие 18. Демпфирование маятника 4 с большой степенью происходит в зоне нечувствительности системы, что прекращает дальнейшее передвижение маятника 4 нз вертикального положения при повышенных скоростях выравнивания. В результате устраняется автоколебание системы с обеспечением устойчивости остова транспортного средства.

При вертикальном положении маятника

4 золотник трехпозиционного четырехходового распределителя 3 занимает нейтральное положение, прекращается работа исполнительных цилиндров 7 и 8 и остов без автоколебаний занимает вертикальное положение.

Таким образом, маятник в зоне нечувствительности системы находится в большой степени демпфирования, а после выхода из нее он смещается с малой степенью демпфирования и становится свободно навешенным физическим маятником. В результате этого во время выравнивания остова скорость свободно навешенного физического маятника не меньше угловой скорости продольной плоскости остова. Поэтому продольная плоскость остова и маятник синхронно, без отставания во времени, возвращаются в исходное нейтральное положение, что способствует повышению скорости выравнивания остова с исключением автоколебаний.

С достижением быстродействия системы и скорости выравнивания остова обеспечивается уменьшение угловой динамической ошибки системы и повышается скорость передвижения транспортного средства, способствующая повышению производительности технологических процессов.

Формула изобретения

Стабилизатор поло>кения остова транспортного средства, содер>кащий монтируемый на остове маятниковый датчик крена, связанный с золотником распределителя исполнительных цилиндров и с поршнем, расположенным в корпусе гидравлического демпфера, полости которого соединены между собой через дроссельное отверстие, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности путем создания различной степени демпфирования, поршень и корпус демпфера выполнены с цилиндрическими сопрягающимися поясками, а на поршне вне зоны цилиндрических поясков выполнены продольные щелевидные прорези.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

793822

2. Авторское свидетельство СССР № 204901, кл, В 60G 19/10, 20.10.67 (прототип), Г 7

/2 Л5Г !Р /у

Составитель В. Лысунец

Редактор М. Стрельникова Техред В. Серякова

Корректор 3. Тарасова

Заказ 2720/5 Изд. ¹ 114 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

1. Акцептованная заявка Японии № 48-19967, кл. 80 В 324, 18.06.73.

Р

Л