Система подачи топлива в газотур-бинный двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАН-ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ д 794235
Ooto3 Юооотскя
Сецийлнатичобких
Рвейублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.05.78 (21) 2619839/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 (51) М. Кл.з
F 02 С 9/04
Государственный комитет (53) УДК 621.438-55 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Ю. С. Авданин и В. В. Зуев (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ
ДВ И ГАТЕЛ Ь
Изобретение относится к области регулирования газотурбинного двигателя и, в частности к устройствам, поддерживающим подпор давления перед насосами за счет использования части топлива из регулятора подачи топлива в двигатель, преимущественно авиационный, Известна система подачи топлива в газотурбинный двигатель, содержащая подкачивающий насос, соединенный через канал с основным насосом, гидравлически связанным через канал питания с эжектором, установленным перед подкачивающим насосом, и через регулятор и магистраль высокого давления с двигателем (1).
Недостатком данного устройства является то, что основной насос рассчитывают из условия питания регулятора и подачи части топлива в эжектор для создания подпора давления перед подкачивающим насосом с целью исключения кавитации в последнем.
В этом случае основной насос выбирают переразмеренным по затрачиваемой мощности и по габаритам.
Известна также система подачи топлива в газотурбинный двигатель, содержащая подкачивающий насос, соединенный с основным насосом высокого давления через канал, в котором установлен эжектор, имеющий питающую магистраль, связанный с основным насосом регулятор, подключенный к двигателю и снабженный дозирующим краном, имеющим клапан постоянного перепада давления с перепускным каналом (2).
К недостаткам этой системы следует отнести то, что введен дополнительный узел, включающий и отключающий подачу топ10 лива к эжектору. Это усложняет систему подачи топлива в двигатель и снижает ее надежность.
Кроме того, подпор давления перед основным насосом осуществляется не в те15 чение всей работы системы, что может сказаться на работе данного насоса.
Целью изобретения является упрощение системы подачи топлива в двигатель и повышение ее надежности.
20 Цель достигается тем, что питающая магистраль эжектора соединена с перепускным каналом клапана постоянного перепада давлений.
На чертеже изображена конструктивная
25 схема данной системы подачи топлива в двигатель.
Система содержит подкачивающий насос
1, соединенный с основным насосом 2 высокого давления через канал 3, в котором
30 установлен эжектор 4, имеющий питающую
3 магйСтраль 5; связанный с основным насо. сом 2 регулятор 6, подключенный к двига. телю (не показан) и снабженный дозирующим краном 7, имеющим клапан 8 постоянного перепада давления с перепускным каналом 9. Полость 10 перед дозирующим краном 7 и полость 11 за краном связаны соответственно с полостью 12 и пружинной полостью 13 клапана 8. Кроме того, система содержит топливно-масляный радиатор
14, в котором охлаждается масло, и фильтр
15 тонкой очистки.
Работает система следующим образом.
Топливо из топливного бака поступает в подкачивающий насос 1, где давление топлива несколько повышается. Затем топливо направляется к топливно-масляному радиатору 14 и далее через канал 3, в котором установлен фильтр 15 и эжектор 4, подводится к основному насосу 2. Подкачивающий и основной насосы вращаются от двигателя, и следовательно, их производительность пропорциональна частоте вращения последнего. От насоса 2 под высоким давлением топливо поступает в регулятор 6 к дозирующему крану 7, на котором поддерживается постоянный перепад давления при помощи клапана 8 путем перепуска части топлива через канал 9. При изменении давления в полостях 10 и 11 дозирующего крана изменяется давление и в полостях 12 и 13 клапана 8, в результате чего золотник этого клапана смещается, уменьшая или увеличивая перепуск топлива в канал 9, который связан с питающей магистралью 5 эжектора 4. В результате перепуска части топлива давление перед насосом 2 возрастает на большую или меньшую величину, что позволяет исключить в нем явление кавитации. Питание эжектора осуществляется в течение всей работы системы, так как клапан 8 работает непрерывно и все время следит за давлением в полостях 10 и 11 дозирующего крана. Все это оказывает влияние на улучшение устойчивой работы основного насоса 2.
Установка эжектора 4 перед насосом 2 является необходимой по той причине, что подпор давления, который создается подкачивающим насосом 1, является недостаточным из-за большого сопротивления в гопливо-масляном радйатора 14 и в фнльт ре 15.
Кроме того, при полете на больших высо= тах кавитационные запасы качающего узла основного насоса уменьшаются, так как падает давление в топливном баке, который получает наддув через трубку, связанную с наружной атмосферой. В этом случае падает давление перед подкачивающим насосом 1, а следовательно, и перед основным насосом 2. Поэтому подпор давления, который создается за счет перепуска топлива клапаном 8 в эжектор 4, позволяет избежать неустойчивую работу насоса 2.
Причем подпор давления возрастает с подъемом на высоту, так как количество перепускаемого топлива возрастает по той причине, что для питания двигателя требуется меньше топлива, и давление в полости
20 11 падает. В этом случае золотник клапана
8 смещается влево для перепуска большого расхода. Такое выполнение системы подачи топлива в двигатель позволяет повысить надежность работы основного насоса, 25 а следовательно, всей системы, а также упростить систему отвода топлива к эжектору.
Формула изобретения
Система подачи топлива в газотурбинный двигатель, содержащая подкачивающий насос, соединенный с основным насосом высокого давления через канал, в кото35 ром установлен эжектор, имеющий питающую магистраль, связанный с основным насосом регулятор, подключенный к двигателю и снабженный дозирующим краном, имеющим клапан постоянного перепа40 да давления с перепускным каналом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения системы, питающая магистраль эжектора соединена с перепускным каналом клапана постоянного перепада давлений.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3645094, кл. 60 — 39.28„ опубл. 1972.
50 2. Патент Франции № 2170637, кл, F04(;
15/00, опубл. 1972.
Редактор Т. Глазова
Составитель E. Васютович
Техред Л. Куклина Корректор Л. Орлова
Заказ 220/12 Изд. № 168 Тираж 581 Подписное
НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2