Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
4270
Союз боввтоки
Социалистических
Реслублик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.07.73 (21) 1946686/25-27 с присоединением заявки № (51) М, Кл.
F 16Р 7/02 (53) УДК 621.825.5 (088.8) (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. Н. Суторихин, С. Г. Нагорняк, А. 3. Зеленский и В. К. Ландышев (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
ГосУдаРствеииый комитет (23) Приоритег
Изобретение относится к общему машиностроению.
Известна предохранительная муфта, содержащая подпружиненные ведомый, ведущий и нажимной диски, а также отжимные элементы в виде шариков, ус-.ановленных в сферических углублениях ведущего и нажимного дисков. При перегрузке один из дисков, преодолевая силы трения, поворачивается, а шарики, перекатываясь по сферическим углублениям, создают осевую силу, разгружая диски от давления пружин (11.
Недостатком такой муфты является низкая стабильность ее работы. Это обусловлено тем, что при изменении взаимного положения дисков изменяется и характеристика муфты, поскольку практически невозможно совместить полусферы углублений всех шариков и избежать при этом их эксцентричного расположения относительно оси муфты. Кроме того, значительное взаимное смещение полусфер углублений при срабатывании муфты вызывает заклинивание шариков.
Известна и другая предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде дисков, установленных на ведущем валу, связанных фрикционными дисками с дисками ведомой полумуфты и опирающихся на пружину через нажимной диск, а также отжимные элементы в виде солнечной шестерни, закрепленной на веду цем валу, сателлитов, установленных в нажимчом диске, и трех винтов-гаек, смонтированных в нажимном диске и на хвостовиках сателлитов (2).
Зта муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущное-;и и до10 стигаемому эффекту. Она обеспечивает высокую точность ограничения нагрузки, однако, конструктивно сложна из-за наличия целого ряда винтовых поверхностей, а также обладает низкой надежностью в связи
15 с возможной непараллельностью рабочих поверхностей трения при неточной сборке одной из винтовых пар.
С целью повышения надежности срабатывания и улучшения условий эксплуата20 ции предо;ранительной муф гы ведущий вал, согласно изобретению, выполнен с оуртом и резьбовым участком, ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с внутренней резьбой, в днище которого выполнено
25 центральное отверстие, диаметром меньшим диаметра внутренней резьбы стакана, винтгайка смонтирована на внутренней резьбе стакана и резьбовом участке ведущего вала с возможностью взаимодействия с буртом
30 последнего и днищем стакана.
794270 е
СССР
СССР
Составитель О. Логвннова
Редактор Кошельский
Техред А. Камышникова
Корректор А. Степанова
На чертеже изображена предлагаемая предохранительная муфта, продольный разрез.
На ведущем валу 1 свободно посажена ведомая полумуфта 2, жестко связанная, например, со звездочкой 3.
Ведущая полумуфта выполнена в виде стакана 4, имеющего внутреннюю несамотормозящуюся резьбу, сопряженную с наружной резьбой винта-гайки 5, несамотор- 10 мозящаяся резьба на внутренней поверхности которого имеет другое направление и охватывает резьбовой участок 6 ведущего вала 1. В днище стакана 4 имеется центральное отверстие 7, диаметр которого 15 меньше диаметра внутренней резьбы стакана 4.
Между торцами ведущей 4 и ведомой 2 полумуфт установлен фрикционный диск 8.
Поджатие полумуфт осуществляется пру- 20 жиной 9, один торец которой упирается в днище стакана 4, а другой — во фланец 10, перемещаемый в осевом направлении с помощью гаек 11.
Муфта работает следующим образом. 25
11ри крутящем моменте, не превышающем заданное предельное значение, разность между усилием пружины 9 и осевым усилием винтовой пары достаточна для передачи движения от ведущего вала 1 к 30 звездочке 3. С увеличением крутящего момента эта разность уменьшается, торцы полумуфт взаимно проскальзывают, и передача крутящего момента прекращается до тех пор, пока момент на звездочке 3 не 35 уменьшится до за,".гчного предельного значения.
В перегрузочном режиме работы для одного направления вращения вала 1 винтгайка 5 накручивается на ведущий вал 1 40 и своим торцом упирается в его бурт 12, а стакан 4 свинчивается с винта-гайки 5.
Для другого направления вращения ведущего вала 1 винт-гайка 5 при перегрузке свинчивается с вала 1, упирается в днище стакана 4 и автоматически уменьшает передаваемый крутящий момент.
Таким образом, предохранение ведомых механизмов машин от поломок в перегрузочном режиме осуществляется независимо от направления вращения ведущего вала.
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, установленную на ведущем валу, связанную фрикционным диском с ведомой полумуфтой и опирающуюся на пружину, а также отжимной элемент в виде винта-гайки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности срабатывания и улучшения условий эксплуатации муфты, ведущий вал выполнен с буртом и резьбовым участком, ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с внутренней резьбой, в днище которого выполнено центральное отверстие диаметром, меньшим диаметра внутренней резьбы стакана, а винт-гайка смонтирован на внутренней резьбе стакана и резьбовом участке ведущего вала с возможностью взаимодействия с буртом последнего и днищем стакана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство № 169357, кл. F 16D 7/02, 1963.
2. Авторское свидетельство № 151162, кл. F 16Р 7/02, 1961, Заказ 37/9 Изд. № 154
Тираж 1018 Подписное
НПО «Понск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 475
Типография, пр. Сапунова. Р