Тренажер для обучения операторовэнергетического об'екта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1i ц 794656
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.11.78 (21) 2684878/18-12 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 (51) М. Кл.
С 09 В 9/00
Государствеииый комитет (53) УДК 681.136.51 (088.8) 00 делам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения Н. И. Коновалов, Е. С. Кузнецов, Н. Н. Бирюков и В. Н. Ветров (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ О БУ
Э Н ЕРГЕТИ Ч ЕСКО
Изобретение относится к тренажерам для обучения операторов и может быть использовано для обучения операторов энергетического объекта.
Известен тренажер для обучения опера- 5 торов энергетического объекта, содержащий блок ввода учебной информации, соединенный с узлом имитации изучаемых параметров, который связан с пороговым волоком, и блок регистрации температуры 1р (1).
Недостатком известного устройства является невысокая эффективность тренажа.
Целью настоящего изобретения является увеличение эффективности тренажа. 15
Поставленная цель достигается тем, что он имеет узел имитации подогревателей, логический блок, блок реле времени и узел коммутации резисторов, при этом блок ввода уче ной информации и узел имитации изучаемых параметров соединены с узлом имитации подогревателей, который подключен к узлу коммутации резисторов и логическому блоку, который связан через блок реле времени с узлом имитации подогревателей, а узел имитации изучаемых параметров соединен с узлом коммутации резисторов и через блок регистрации температуры с блоком реле времени.
На фиг. 1 и 2 даны схемы предлагаемого угтро11ства, ЧЕИИЯ ОПЕРАТОР(33-ГО ОБЪЕКТА
Устройство содержит . -блоть-. 1 ручноГо управления; блок 2 отображения изучаемых параметров; блок 3 регистрации температуры; пороговый блок 4; блок 5 управления и контроля имитатора подогревателя; блок 6 ввода учебной информации; блок 7 управления и контроля имитатора подогревателя впускного воздуха; логический блок 8; блок 9 реле времени; коммутатор 10; блок 11 резисторов; выключатель
12 запальной свечи отопителя; контрольный элемент (спираль) 13; реле 14 коммутатора; секция 15 резисторов; реле 16; времязадающая схема 17; выходное реле 18, переключатель 19 режима работы, реле 20 перегрева, реле 21, конденсатор 22, времязадающая схема 23, реле 24, времязадающая схема 25, реле 26, сигнальная лампа
27 работы отопителя, диод 28, включатель
29 свечи, реле 30, секция 31 резисторов, контрольный элемент (спираль) 32.
Узел имитации изучаемых параметров имеет блок 1 ручного управления и блок 2 отображения изучаемых параметров.
Узел имитации подогревателей содержит блок управления и контроля имитатора подогревателя и блок 7 управления и контроля имиттатора подогревателя впускного воздуха.
Узел коммутации резисторов состоит из коммутатора 10 и блока 11 резисторов, 794656
Блок 2 отображения изучаемых параметров содержит следующие элементы индикации работы энергетического объекта: указатель давления масла; указатель уровня топлива; амперметр; тахометр для измерения частоты вращения вала двигателя; счетчик моточасов работы двигателя; элементы сигнализации нормальной работы генератора.
Блок 3 регистрации температуры жидкости и масла в двигателе содержит: указатели температуры систем охлаждения и смазки; резисторы — имитаторы датчиков температуры; коммутатор для подключения резисторов, например шаговый искатель, обмотка которого управляется реле времени для имитации разогрева двигателя после включения отопителя.
Блок 5 управления и контроля имитатора подогревателя содержит: выключатель 12 запальной свечи отопителя; контрольный элемент 13; переключатель 19 режима работы; сигнальную лампу 27 работы отопителя; реле 20 перегрева, диод 28.
Блок 6 ввода учебной информации в общем случае содержит элементы, имитирующие возможные неисправности при эксплуатации, например, выключатели в цепях питания для имитации срабатывания предохранителей при коротких замыканиях; включатель реле перегрева отопителя; переменные резисторы в цепи измерителя уровня топлива для имитации расхода топлива.
Блок 7 управления и контроля имитатора подогревателя впускного воздуха содержит: включатель калориметрической свечи накаливания или конструктивно объединенный двухпозиционный включатель свечи накаливания и стартера («откл — свеча— стартер»); контрольную спираль для визуального контроля степени накала свечи в процессе запуска двигателя.
Логический блок 8 содержит: реле 16 включения имитатора свечи; реле 21 включения отопителя в частичном режиме, конденсатор 22.
Блок 9 реле времени содержит: реле 17 времени накала свечи; реле 23 времени совместной работы свечи и отопителя в частичном режиме; реле 25 времени загорания сигнальной лампы работы отопителя; выходные реле 18, 24, 26, обеспечивающие необходимую коммутацию цепей в тренажере.
Коммутатор 10 содержит реле 14 и 30,. контакты которых обеспечивают коммутацию в цепях контрольных спиралей 13, 32, а также в блоке 2.
Блок 11 резисторов содержит секции 15, 31 резисторов, обеспечивающих необходимый ток контрольных элементов 13 и 32 и зарядный ток амперметра.
Работает тренажер следующим образом.
При включении выключателя 12 запаль5
65 ной свечи отопителя ток, проходя через контрольный элемент 13, через нормально замкнутый контакт реле 14 коммутатора и через секцию 15 резисторов, накаливает контрольную спираль 13, являющуюся индикатором свечи накаливания, до яркокрасного цвета. При этом одновременно срабатывает реле 16 и своими контактами включает времязадающую схему 17, которая контролирует время накала запальной свечи. При достаточном времени работы свечи времязадающая схема 17 срабатывает и его выходное реле 18 замыкает свои контакты.
Следующим технологическим элементом запуска является включение электропривода топливного насоса и вентилятора. Надежность пуска подогревателя при отрицательных температурах обеспечивается путем обогащения рабочей смеси, что достигается уменьшением подачи воздуха в период пуска подогревателя, т. е. переводом электропривода вентилятора отопителя в режим малых оборотов (за счет применения двухскоростного электродвигателя или включения в цепь электродвигателя дополнительного сопротивления). Поэтому оператор должен включать переключатель
19 режима работы отопителя в положение
«1/2» (частичный режим работы).
Напряжение питания через предохранитель, переключатель 19 и нормально замкнутый контакт реле 20 перегрева поступает на реле 21 и конденсатор 22, заряжая его. Реле 21 срабатывает и замыканием своих контактов подает напряжение через замкнутые контакты реле 18 на времязадающую схему 23.
Времязадающая схема 23 контролирует необходимое для надежного воспламенения топлива время совместной работы запальной свечи и электропривода топливного насоса и вентилятора. При недостаточном времени включения запальной свечи реле
16 обесточит времязадающую схему 17, а выходное реле 18 обесточит времязадающую схему 23 раньше, чем сработает выходное реле 24, и дальнейший запуск отопителя будет невозможен. При достаточном времени включения запальной свечи времязадающая схема 23 сработает и его выходное реле 24 своими контактами зашунтирует контакты реле 18, разрешая оператору выключить запальную свечу. Одновременно включается времязадающая схема 25 и блок 3 регистрации температуры охлаждающей жидкости и масла.
Блок 3, изменяя величину омических сопротивлений в цепях указателей температуры, размещенных в блоке представления изучаемых параметров, имитирует нарастание температуры охлаждающей жидкости и масла двигателя в процессе работы отопителя. Времязадающая схема
25 настроена на время начала устойчивого
794656 горения рабочей смеси в отопителе и имитирует работу указателя горения. При срабатывании времязадающей схемы 25 включается выходное реле 26 и своими контактами включает сигнальную лампу 27 работы отопителя.
После определенного инструкцией по эксплуатации времени работы отопителя в частичном режиме переключатель 19 переводится в положение «1» (полный режим работы), при этом реле 21 запитывается через другую пару нормально замкнутых контактов реле перегрева 20 и через свои замкнутые контакты. Отключения реле 21 в момент переброса контактов переключателя 19 не происходит, так как ранее заряженный конденсатор 22 в этот момент питает обмотку реле 21. Запуск отопителя при первоначальной установке переключателя 19 в положение «1» невозможен, так как диод 28 в этом случае запирается, и реле 21 не срабатывает.
При длительной работе отопителя возможен его перегрев. Имитация перегрева отопителя производится замыканием инструктором-преподавателем установленного в блоке 6 ввода учебной информации выключателя, имитирующего перегрев отопителя. При этом замыкается цепь реле 20 перегрева, реле срабатывает и своими нормально замкнутыми контактами разрывает цепь питания реле 21, а в реле перегрева 20 освобождается красная кнопка. Последующий запуск отопителя возможен только после устранения причины перегрева и принудительного возврата красной кнопки в первоначальное фиксируемое положение после охлаждения отопителя.
При включении включателя 29 свечи накаливания для подогрева воздуха в выпускном коллекторе двигателя срабатывает реле 14 и подключает секцию 15 резисторов через нормально замкнутые контакты реле 30 параллельно к второй секции 31 резисторов, при этом через контрольную спираль 32 протекает ток, накаливая ее до ярко-красного цвета. При переводе включателя 29 свечи накаливания и стартера в положение стартерного запуска запуск двигателя будет облегчен. После запуска двигателя и набора минимально устойчивых оборотов срабатывает пороговый блок 4, на
1о выходе которого реле 30 переключает свои контакты и подключает к амперметру, установленному в блоке 2 отображения изучаемых параметров, секцию 31 резисторов, при этом амперметр имитирует ток
15 заряда аккумуляторных батарей после запуска двигателя.
Формула изобретения
Тренажер для обучения операторов энер2о гетического объекта, содержащий блок ввода учебной информации, соединенный с узлом имитации изучаемых параметров, который связан с пороговым блоком, и блок регистрации температуры, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения эффективности тренажа, он имеет узел имитации подогревателей, логический блок, блок реле времени и узел коммутации резисторов, при этом блок ввода учебной информации и узел имитации изучаемых параметров соединены с узлом имитации подогревателей, который подключен к узлу коммутации резисторов и логическому блоку, который связан через блок реле времени с узлом имитации подогревателей, а узел имитации изучаемых параметров соединен с узлом коммутацИи резисторов и через блок регистрации температуры с блоком реле времени.
40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 586486, кл. G 09 В 9/04, 1974.
Редактор О. Иванова
Заказ 355/18 Изд. № 156 Тираж 497 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель А. Чурсин
Техред А. Камышникова
Корректоры: В. Нам и Л, Орлова