Устройство для стопорения пово-ротного механизма
Иллюстрации
Показать всеРеферат
аоасотсэ тЯ
ИА "; и.:-":."! -."г СИ и и;-с А
Саюа Советских
Социалистических
Е щ79469!
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.01.79 (21) 2714825/18-09 (51) М. Кл.
Н 01 1/18 с присоединением заявки №вЂ”
Гасударственный комитет
СССР (23) П риоритет— ло делам изобретений и открытий
Опубликовано 07.01.81 Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 07.01.81 (53) УДК 621.396.677 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. С. Ермолаев, Д. A. Чижиков и А. 3. Шапиро (71) Заявитель,(54) УСТРОACTBО ДЛЯ СТОПОРЕН ИЯ ПОВОРОТНОГО МЕХАН ИЗМА Изобретение относится к машиностроению, может использоваться для стопорения крупногабаритных радиотелескопов.
Известно устройство для стопорения поворотного механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводящие площадки (1) .
Однако известное устройство для стопорения поворотного механизма имеет низкую надежность.
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Для этого в устройстве, имеющем неподвижную и подвижную части, содержащем каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводящие площадки, ролики установлены с возможностью перемещения относительно каретки, а подпружиненные клиновидные стопоры и фиксаторы установлены на каретке.
На фиг, 1 изображено устройство для стопорения поворотного механизма; на фиг.— вид А фиг. 1; на„,фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 1; на фиг. 4 — общий вид устройства.
Устройство в неподвижной его части содержит каретку 1 с направляющими 2 — 5 и
5 стопорящими 6 и 7 роликами, приводом 8 поступательного перемещения каретки 1 в направляющих 9 и взводящие площадки 10 для взвода подпружиненных клиновидных стопоров 11 с пружиной 12, расположенто ные в плоскости, перпендикулярной направлению перемещения каретки 1. Ролики выполнены с осями, плавающими в пазах 13 каретки 1, причем ролики 2, 5, 6 и 3, 4, 7 разls несены по высоте. На направляющих 9 выполнены выступы 14, фиксирующие положение роликов 2 — 5 в застопоренном положении. Стопоры 11 снабжены фиксаторами 15 в виде двуплечих рычагов, ко20 торые поджимаются пружинами 16. На подвижной части поворотного механизма выполнен паз 17 с выступами 18.
Устройство работает следующим образом.
После остановки машины с заданной точ25 ностью включается привод 8, который передвигает каретку 1 по направляющим 9 в зону паза 17 подвижной части. При этом между роликами 6, 7 и стопорами 11, взведенными на фиксаторы 15, и пазом 17 осзо тается гарантированный зазор, и каретка 1 перемещается без усилия. После того как
794691 каретка 1 входит в зону расположения паза 17, рычаги фиксаторов 15 свободными концами упираются в дно паза 17, поворачиваются, и освобождаются стопоры 11. Под действием пружины 12 стопоры 11, пере- 5 мешаясь, выбирают зазор между кареткой, роликами 6, 7 и пазом 17 подвижной части.
Обратное перемешение стопоров 11 под действием сил реакции невозможно, так как стопоры 11 выполнены в виде клиньев с 10 углом клина, равным углу самоторможения, а силы реакции действуют в направлении, перпендикулярном плоскостям стопоров 11, с которыми контактируют ролики 6, 7.
Застопоренные ролики занимают вполне 15 определенное положение, так как с одной стороны оси роликов упираются в торцы пазов 13, а с другой стороны сами ролики упираются в выступы 14 направляющих 9 и в выступы 18 паза 15. 20
При расстопорении каретка 1 выкатывается на роликах из паза 17, при этом ролики катятся между двумя плоскостями; ролики 6, 7 — между плоскостями стопоров 11 и боковыми поверхностями паза 17, а роли- 26 ки 2 — 5 — между направляющими 9 каретки 1 и направляющими роликов на неподвижной части устройства. После того как ролики 6, 7 скатываются со стопоров 11, стопоры 11 входят в зону расположения з0 взводящих площадок 10, расположенных вдоль направления движения каретки 1, под углом к стопорам 11.
При дальнейшем перемещении каретки 1 она выходит из зоны расположения подвиж- зs ной части поворотного механизма, а стопоры 11 взводятся и ставятся на фиксаторы 13.
Таким образом, за счет того, что оси роликов установлены с возможностью перемещения в пазах 13 каретки 1, а стопоры 11 40 расположены на каретке между роликами, обеспечивается возможность повторного стопорения без поворота подвижной части.
Н агрузки, возникающие при работе поворотного механизма, в отличие от извест- 46 ного устройства, передаются не на подшипники роликов и оси подшипников, а непосредственно через поверхности качения роликов на стопоры 11, при этом оси роликов полностью разгружены, так как имеют возможность свободно перемещаться в пазах 13 каретки 1.
Это позволило исключить из устройства подшипниковые узлы, т. е. упростить конструкцию роликов, а следовательно, и устройство в целом, в результате чего повышается его надежность. Выполнение фиксаторов 15, стопоров 11 в виде двуплечих рычагов, взаимодействующих при стопорении с поверхностью паза 17 подвижной части, позволило исключить элементы кинематической связи между фиксаторами стопоров и кареткой. Это также упрощает конструкцию устройства, ведет к уменьшению
его габаритов.
Кроме того, известно, что допустимая нагрузка, воспринимаемая телом качения, пропорциональна его радиусу, поэтому диаметр ролика с подшипником качения, при одной и той же нагрузке, в 4 раза больше, чем размеры ролика с плавающей осью. За счет этого в известном устройстве значительно уменьшены габариты роликов (диаметры роликов в 4 раза, а высота роликов в
1,5 раза).
Формула изобретения
Устройство для стопорения поворотного
Механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводя щие площадки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его надежности, ролики установлены с возможностью перемещения относительно каретки, а подпружиненные клиновидные стопоры и фиксаторы установлены на каретке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство С СР по заявке № 2690149/18-09, кл. Н 01 1/18, 1978.
794691
Дуда 05фиуто
Фиг. 2
ФЫ. 4
Составитель Н. Пантелеева
Редактор Г. Петрова Техред Л. Куклина Корректоры: А. Галахова и 3. Тарасова
Заказ 47/15,Изд. № 148 Тираж 634 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2