Машина для термической резкилистов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

И 306РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскмх

Социалистических

Республик

<1Ц795790 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.01.79 (21) 2711393/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл,э

В 23 К 7/02

Гааударстввииый камитет

СССР аа делам изабретеиий и открытий

Опубликовано 15.01.81. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 25.01.81 (53) УДК б21.791..945 (088.8) (72) Автор изобретения

Г. А. Гончаренко (71) Заявитель (54) МАШИНА ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ РЕЗКИ

ЛИСТОВ

Изобретение относится к сварке, а более конкретно, к устройствам для термической резки материалов, преимущественно листового металла.

Известна машина термической резки листового металла, содержащая рельсовые продольные направляющие с установленной на них тележкой продольного хода, которая имеет жесткую балку., несущую поперечную направляющую, перпендикулярную продольной направляющей. По поперечной направляющей перемещается тележка поперечного хода с рабочим органом. Указанные машины имеют копировальную головку, также перемещающуюся по двум взаимно перпендикулярным направляющим. Перемещения копировальной головки кинематически связаны с перемещениями тележек продольного и поперечного ходов (1).

Известна также машина термической резки листов, содержащая рельсовый путь продольного хода с тележкой, одно из колес которой выполнено приводным и на которой размещены фотокопировальный механизм и рельсовый путь поперечного хода с кареткой и резаком (2).

Недостатком этого устройства является снижение точности ввиду износа приводного колеса в процессе эксплуатации, а также зависимость точности машины от точности изготовления приводного колеса.

Цель изобретения — повышение точности обработки.

Указанная цель достигается тем, что машина снабжена толкателем с зубчатой рейкой, размещенными на тележке с возможностью перемещения относительно оси приводного колеса, механизмом изменения диаметра приводного колеса и шестерней, закрепленной на оси приводного колеса и взаимодействующей с упомянутой рейкой.

Кроме того, машина снабжена управляемой тормозной муфтой, установленной между приводным колесом и эталонной шестерней, а механизм изменения диаметра приводного колеса снабжен уравновешивающей пружиной.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема машины; на фиг. 2 — кинематическая схема приводного колеса с механизмом изменения диаметра его рабочей поверхности.

795790

Машина содержит тележку 1 продольного хода, установленную на рельсовый путь 2, имеет опорные колеса 3 и ведущий ролик

4. Тележка 1 продольного хода имеет также рельсовый путь 5 поперечного хода, на котором установлена каретка 6 поперечного хода с ведущим роликом 7. Каретка 6 несет рабочий орган 8, например газовый резак. На тележке 1 установлены на направляющих 9 и 10 копировальный стол 11 и фотокопировальный механизм с копировальной головкой 12. Копировальная головка 12 кинематически связана с тележкой 1 при помощи приводного колеса 13, прижа1ого к продольной направляющей 2, и жесткой кинематической цепи 14 (не имеющей в своем составе фрикционных передач) . Копировальный стол 11 кинематически связан с кареткой 6 при помощи замкнутой гибкой связи 15, натянутой на опорное 16 и ведущее 1? колеса, и последующей жесткой кинематической цепи 18. Ведущие ролики 4 и 7 снабжены приводами 19 и 20. На рельсовом пути 2, напротив колеса 13, и на каретке 6 установлены толкатели 21 и 22 с эталонными шестернями снабженные пружинами

23 и 24. Приводные колеса 13 и 17 имеют механизм изменения диаметра рабочих поверхностей. Указанный механизм содержит два конических диска 25 и 26 с отверстиями и винтовыми выступами (гайками), вал с винтовыми канавками 27 (ходовой винт), проходящий сквозь отверстия в дисках 25 и 26, эталонную шестерню 28, закрепленную на валу 27, электромагнитную тормозную муфту 29, соединенную с диском 25 и колесом 28, уравновешивающую пружину 30.

Приводные колеса 13 и 17 и их рабочие поверхности при данном варианте конструктивного исполнения представлены коническими ободами дисков 25 и 26. Машина содержит также блок 31 управления приводами 19 и 20.

Машина работает следующим образом.

При включенных электродвигателях приводов 19 и 20 ведущие ролики 4 и 7, прижатые к направляющим 2 и 5, вращаются и перемещают тележку 1 и каретку 6. При этом приводятся во вращение приводные колеса 13 и 17, связанные кинематическими цепями 14 и 18 с копировальной головкой 12 и копировальным столом 11. С помощью приводов 19 и 20, управляемых блоком 31 управления, копировальная головка 12 совершает движения, необходимые для слежения за контуром копир-чертежа 32. При этом рабочий орган 8 также совершает движение, необходимое для вырезки заданной детали

33. Масштаб копирования задается с помощью кинематических цепей 14 и 18 и приводных колес 13 и 17. Вследствие износа колес 13 и 17 при эксплуатации нарушается масштаб копирования, то есть вырезаемая деталь 33 не имеет заданных размеров. В этом случае вступает в действие

$ о

1S ге

2$ эе

Зэ

4Ю и

4 механизм изменения диаметра рабочей поверхности шкива. Рассмотрим работу этого механизма на примере взаимодействия его с кареткой 6. Диаметр основной окружности эталонной шестерни 28 выбран так, что, если бы на каретке 6 была установлена зубчатая рейка, взаимодействующая с колесом 28 на протяжении всего хода каретки 6, то получился бы заданный масштаб копирования, независимый от диаметра рабочей поверхности колеса 17. Но установка зубчатой рейки с длиной, равной длине хода каретки 6, привела бы к увеличению ширины машины вдвое. Поэтому такая конструкция в известных машинах не применяется.

В предлагаемой машине на каретке 6 устанавливается толкатель 22 с эталонной шестерней. Длина эталонной зубчатой рейки толкателя равна некоторой части хода каретки 6 и выбирается из конструктивных соображений.

Коррекция диаметра рабочей поверхности колеса 17 происходит следующим образом.

Каретка 6 подходит к колесу 17 и вводит эталонную зубчатую рейку в зацепление с эталонным зубчатым колесом. Если диаметр рабочей поверхности колеса 17 меньше, чем необходимо для получения заданного масштаба копирования, то при линейной скорости на диаметре рабочей поверхности колеса 17 и диаметре основной окружности эталонной шестерни 28, равной скорости перемещения каретки 6, угловая скорость колеса 17 будет больше, чем угловая скорость колеса 28. Но толкатель 22 установлен на каретке 6 с возможностью перемещения, и угловые скорости колес 17 и 28 остаются равными. При этом толкатель

22 обгоняет каретку 6 до тех пор, пока эталонная зубчатая рейка не выйдет из зацепления. После этого каретка 6 догоняет толкатель 22, который прижимается к ней пружиной 24. При перемещении каретки 6 обратно толкатель уже не может обгонять тележку и угловая скорость колеса 17 становится больше, чем угловая скорость колеса

28. Вал 27 имеет правую и левую винтовые канавки, расположенные таким образом, что диски 25 и 26 сближаются и диаметр рабочей поверхности колеса 17 увеличивается до тех пор, пока линейная скорость на ней не уравняется с линейной скоростью на основной окружности эталонной шестерни 28, что приводит к восстановлению заданного масштаба копирования. Если по каким-либо причинам, например в результате случайных воздействий, диаметр рабочей окружности колеса 17 станет больше номинала, процесс его коррекции будет обратным.

Если при заданных соотношениях между конусностью дисков 25 и 26 и шагом винтовых канавок вала 27 механизм раздвижки дисков 25 и 26 будет несамотормозящим, и под действием натяжения гибкой связи

795790

15 диски начнут самопроизвольно расходиться, то между колесом 28 и диском 25 устанавливается электромагнитная тормозная муфта 29. При входе эталонной рейки в зацепление с колесом 28 муфта 29 выключается. Для уменьшения тормозного момента в муфте 29 и уменьшения нагрузок в винтовой паре, диски 25 и 26 прижаты друг к другу уравновешивающей пружиной 30.

Аналогично работает устройство коррекции диаметра рабочей поверхности для колеса 13. Толкатель 21 в этом случае устанавливается на направляющей 2. Ведущие колеса 13 и 17 не предназначены для перемещения тележки 1 и каретки 6, а имеют непосредственную кинематическую связь лишь с копировальной головкой 12 и копировальным столом 11. Сопротивления движению копировального устройства минимальны, благодаря чему резко уменьшаются нагрузки .на колеса 13 и 17 и исключается их проскальзывание.

Наличие толкателей с эталонной рейкой и ведущих колес с механизмом изменения диаметра рабочей поверхности позволяет периодически корректировать износ рабочих поверхностей шкивов, поддерживая тем самым заданную точность вырезки деталей независимо от износа приводных колес и времени эксплуатации машины. И если точность известного устройства резко снижается (в 3 — 5 раза) после нескольких лет эксплуатации, то точность предлагаемого устройства остается первоначальной.

Наличие механизма изменения рабочей поверхности позволяет также компенсировать влияние неточности изготовления приводных колес на точность вырезки деталей.

S Формула изобретения

1. Машина для термической резки листов, содержащая рельсовый путь продольного хода с тележкой, одно из колес которой выполнено приводным и на которой размещены фотокопировальный механизм и рельсовый путь поперечного хода с кареткой и резаком, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности обработки, машина снабжена толкателем с зубчатой рейкой, размещенными на тележке с возможностью перемещения относительно оси приводного колеса, механизмом изменения диаметра приврдного колеса и шестерней, закрепленной на оси приводного колеса и взаимодействующей с упомянутой рейкой.

20 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена управляемой тормозной муфтой, установленной между приводным колесом и шестерней.

3. Машина по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что механизм изменения диаметра приводного колеса снабжен уравновешивающей пружиной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР фр № 254320, кл. В 23 К 7/0?, 15.02.65.

2. Заявка ФРГ № 1527268, кл. 49 7/02, 12.07.73 (прототип) .

795790

Редактор М. Дылын

Заказ 9459/! 4

Составитель В. Шишловскнй

Техред А. Войкас Корректор В. Синицкая

Тираж 1159 Подлнсиое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4