Многошпиндельный гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социапистическик

Республик

О П -E

ИЗОБРЕТЕНИЯ (ii)795925

К АВТОУСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М, Кл. (22) Заявлено 16.12.77 (21) 2559391/25-28

В 25 В 21/00 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет

СССР

fIo делам изобретений н открытий (23) ПриоритетОпубликовано 1501.81. Бюллетень ¹ 2 (53) УДК 621. 88З (088.8) Дата опубликования описания 18 ° 01. 81 (72) Автор изобретения

М.A,Ôè÷àðêèí

Рязанский филиал Центрального конструкторскотехнологического бюро Всесоюзного объединения

"Россельхозтехника" (71) Заявитель (54) МНОГОШПИНДЕЛЬНЫЙ ГАЙКОВЕРТ

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно, к стенду по сборке ступиц грузовых автомобилей и может быть использовано для Ме- ханиэации операций по сборке и разборке крупных резьбовых соединений.

Известен многошпиндельный гайковерт, имеющий общий привод и сложную систему блоков зубчатых колес, предна-10 значенную для уравнивания крутящих моментов на всех шпинделях (1(.

Недостаток этого гайковерта заключается в том, что конструкция его довольно сложна и не гарантирует одинакового крутящего момента на всех шпинделях ввиду того, что момент передается разными муфтами предельного момента или сложными кинематическими цепями, а также затруднена 2© их периодическая проверка и тарировка.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является многошпиндельный гайковерт, содержащий корпус, размещенный в нем приводной вал с центральной шестерней, шпиндели с ведомыми шестернями, находящимися в зацеплении с ней, управляющий копир и муфту предельного момента (2g.

Недостатком этого гайковерта является то, что наличие винтовых посадок на шпинделях, муфт предельного момента на каждом шпинделе, кэторые необходимо периодически настраивать, неизбежные сбои исходного положения ведомых шестерен относительно упорных буртов, делают этот гайковерт сложным в изготовлении и в обслуживании.

Цель изобретения поочередное автоматическое включение шпинделей в работу и уменьшение мощности привода.

Укаэанная цель достигается тем,. что центральная шестерня установлена на одном конце приводного вала, а на другом его конце — управляющий копир, муфта предельного момента размещена между ними, копир и муфта выполнены с мелкой зубчатой нарезкой,муфта предельного момента выполнена с торцовыми выступами, торцы центральной шестерни выполнены соответствующими им впадинами, а каждый шпиндель снабжен подвижной вдоль него кулачковой муфтой, взаимодействующей. с ведомой шестерней и управляющим копиром.

На фиг. 1 изображен гайковерт, на фиг. 2 - разрез Б-Б на фиг. 1, на фиг.

3 — разрез В-В по скосам включения и выключения кулачковых муфт на фиг.2;

795925 на фиг. 4 - разрез A-А фиксатора на фиг.1; на фиг. 5 — вид Г на указатель позиции на фиг. 1, на фиг. 6 — развертка кулачков муфты предельного момента.

Многошпиндельный гайковерт (фиг.11 содержит корпус 1, в котором подвижно установлены шпиндели 2.с ведомыми шес- тернями 3, кулачковыми муфтами 4, пружинами 5, предназначенными для создания усилия включенйя кулачковых муфт 4, насадками 6 с шестигранными отверстиями 7, концевыми шайбами 8.

Кулачковые муфты 4 подвижно установлены на шпинделях 2 и шпонках 9. На приводной вал 10, подвижно установлена центральная шестерня 11 и управляющий копир 12, между которыми . 1з подвижно на шпонке 13 установлена муфта 14 предельного момента. Упорные кольца 15 и 16 устаиовдены на приводной вал 10 неподвижно. Пружина

17, предназначенная для создания itpe" "3{} дельного момента, эаневолена в муфте 14 предельного момента посредством кольца 16.

На нижнем торце муфты 14 предельного момента выполнены выступы 18,, а на торце центральной шестерни 11 выполнены соответствующие им впадины для передачи предельного момента.

Количество выступов и впадин равно количеству шпинделей 2 и расположены оии под углами, равными центральным углам между шпинделями. Устройство для регулировки сжатия пружины 17 (на чертеже не показано } посредством перемещения упорного кольца 16 расположено внутри приводного вала 10.

На верхнем свободном конце муфты

14 предельного момента и нижнем торце управляющего копира 12 выполнена мелкая зубчатая нарезка 19. ф)

Осевые усилия от пружины 17 воспринимаются упорным подшипником 20.

Фланец 21 предназначен для удобства монтажа. Копир 12 имеет выемку К, необходимую для свободного размещения в ней одной из кулачковых муфт

4, скосы М, предназначенные. для подъема и опускания кулачковых муфт 4, торец h, контактирующий с торцом кулачковых муфт 4 (фиг. 2 и 3).

Копир 12 посредством промежуточной шестерни 22, подвижно установленной на втулке 23, шестерни 24 кинематически 1:1 связан с валом 25, на котором неподвижно на шпонке 26 установлен фиксирующий диск 27 и указатель позиции 28. Фиксирующий диск

27 своими впадинами (контактирует на рабочей позиции с роликом 29, установле;;ном на оси 30 фиксатора 31 бО (фиг. 4).

Пружина 32 предназначена для создания фиксирующего усилия. Корпус фиксатора 33 закреплен на корпусе 1 винтами 34 ° 65

Указатель позиции 28, имеет кулачок 35 с впадиной Р, предназначенной .для выключения конечного выключателя

36 в конце цикла работы (фиг.5).

Вал 25 имеет квадрат 37, предназначенный для ручного управления управляющим копиром 12 (например, при наладке). Выступы 18 муфты предельного момента (фиг.6) (ведущей полумуфты 14 и приводной центральной шестерни 11) имеют участок а-в, выполненный под углом оС и участок в-с, выполненный под дополнительным углом (к участку а-в;

Угол еС и длина пружины 17 выбираются такими, чтобы момент, необходимый для проворота под нагрузкой кулачков в точке С был меньше, чем в точке в.

Участок а-в предназначен для создания предельного момента и уменьшения зазора между зубчатой нарезкой

19 копира 12 и ведущей полумуфты 14 до минимальной .технологически возможной величины. Участок в-с предназначен для гарантированного включения зубчатой нарезки 19, копира 12 и муфты 14 предельного момента.

Угол J предназначен для смягчения удара при западании зубьев муфты предельного момента во впадины. Величина угла J зависит от скорости вращения муфты. Поверхности R предназначены для восприятия осевой нагрузки муфты предельного момента с

Фмомента выхода выступов 18 иэ зацепления до момента опускания их в следующие по ходу впадины.

Многошпиндельный гайковерт работает следующим образом.

Перед началом работы необходимо убедиться, что указатель позиции 28 установлен в положение, обозначенное

1 (первая позиция), и ролик конечного выключателя 36 находится во впадине P кулачка 35. Такое положение соответствует началу рабочего цикла, Выступы 18 полумуфтй 14 и центральной приводной шестерни находятся s зацеплении.

Собираемое иэделие (например, ступица с тормозным барабаном автомобиля) сориентированное относительно многошйиндельного гайковерта, предва" рительно наживленными на болты гайками, устанавливается на насадки с шестигранными отверстиями 7.

Нажатием на пусковой элемент приводному валу сообщается вращение от . любого привода (например, злектромеханического).

Посредством шпонки 13 момент передается на муфту 14 предельного момента и на центральную шестерню 11, от которой вращение передается ведомым шестерням, установленным на шпинделях. Кулачковая муфта 4, соответст- вующая первой позиции, находится в зацеплении с ведомой шестерней 3

795925 (см. левый шпиндель на Фиг. 1).

Остальные кулачковые муфты 4 своими поверхностями F висят на поверхности и копира и расцеплены со своими ведомыми шестернями 3 ((см. правый шпиндель на фиг.1 . Таким образом» крутящий момент от привода передается только на шпиндель первой позиции и затрата энергии происходит только на завинчивание одной гайки. Как только крутящий момент на шпинделе первой позиции достигнет предельного, выступы 18 муфты 14 предельного момента во впадинах центральной шестерни

11 начнут на участке а-в скользить, преодолевая сопротивление пружины 17.

В то же время муфта 14 предельного момента поднимается вверх, выбирая зазор между зубчатой нарезкой 19 и управляющего копира 12. При переходе точки а выступов муфты предельного 20 момента эа точку в впадин центральной шестерни происходит уверенное скольжение выступов по участку в-с и гарантийное включение зубчатой нарезки

19 муфты 14 предельного момента и хопира 12, причем начало зацепления зубчатой нарезки 19 произойдет в начале участка в-с.

При включении копира 12 с муфтой предельного момента 14 начинается его поворот. Своими .скосами И он подхватывает включенную кулачковую муфту

4, поднимает ее и устанавливает поверхностью Р на поверхность К, выводя иэ зацепления с ведомой шестерней

3. При дальнейшем вращении копира 12, Ç5 когда выемка его К установится против второй позиции гайковерта, кулачковая муфта 4 второй позиции под.действием пружины 5 включит свою ведомую шестерню. Выступы 18 муфты 14 предель- 40 ного момента совпадут со впадинами центральной шестерни 11. Под действием пружины 17 муфта предельного мо-,, мента опустится вниз. Копир 12. отключится, а муфта предельного момента( включится. Момент от привода начнет передаваться на вторую позицию. Далее цикл повторяется.

После завершения завинчиваиия на последней позиции осуществляется,--автоматическое переключение на первую,йо- зицию, ролик конечного выключат йя, 36 западает во впадину кулачка 35,И происходит отключение привода. Для" " повторения автоматического цикла работы необходимо нажать на пусковОй . элемент.

При работе гайковерта неизбежны незначительные запаздывания включения копира 12. Кроме того, при отключении инерционные силы его, а также шестер- 40 ни 22 и вала 25 с установленнымй на нем деталями стремятся провернуть копир за его номинальное положение.

Фиксатор 31, западая роликом 29 во впадины Я фиксирующего диска 27, га 65 сит указанные инерционные силы и доворачивает копир 12 в номинальное по ложение.

Преимущества предлагаемого устройства по сравнению с известными заключаются в том, что улучшается качество, так как гайковерт становится более технологичным, простым в изготовлении, где на все шпиндели используется одна муфта предельного момента, обеспечивается безотказное поочередное автоматическое включение шпинделей в работу, причем непосредственным приводом для этой цели является та же муфта предельного момента, уменьшается вес гайковерта и мощность привода, так как мощность расходуется последовательно на каждый шпиндель, гарантированная автоматическая работа гайковерта позволяет оператору выполнять смежные операции, давая дополнительную продукциюЦелесообраэно предлагаемое изобретение.испольэовать при сборке крупных резьбовых соединений, при сборке ступиц грузовых автомобилей и других транспортных средств. Ориентировочным критерием, определяющим безотказность работы, является частота вращения центральной приводной шестерни, которая должна быть не более.

60 об/мин, что гарантирует безотказность работы гайковерта.

Формула .изобретения

Многошпиндельный гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем приводной вал с центральной шестерней, шпиндели с ведомыми шестернями, находящимися в зацеплении с ней, управляющий копир и муфту предельного момента, о т л и ч.а ю шийся тем, что, с целью поочередного автоматического включения шпинделей в работу и уменьшения мощности привода; центральная шестерня установлена на одном конце приводного вала, а на другом его конце — управляющий копир, муфта предельного момента размещена между ними, копир и муфта выполнены с мелкой зубчатой нарезкой, муфта предельного момента выполнена с с торцовыми выступами, торцы центральной шестерни выполнены с соответствующими им впадинами, а каждый шпиндель снабжен подвижной вдоль него кулачковой муфтой, взаимодействующей с ведомой шестерней и управляющим копиром.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1..Авторское свидетельство СССР

Р 435916, кл. В 25 В 21/00, 1973 °

2.Авторское свидетельство СССР

9 288967, кл. В 25 В 21/00, 1967 (прототип).

Адг

Составитель И.Лихачев

Редактор A.Êîâà÷ Техред И,.Голинка Корректор М.Демчик

Заказ 95á2/20 Тираж 1099 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП"Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4