Топливный бак транспортногосредства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советския
Севреектнчеамнк
Уееаубавю
САНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
<1>795992
И АВТОИЖ©ИУ Св ЕТЮЛЬСТВУ (е1) Дололнительмо к авт, свид-ву— (22) Заявлено 100177 (21). 2438482/25-11 с присоединением заявки М (51)М. Клз
В 60 К 15/00
Государстаенный квинтет
СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет
Опубликовано 15.0181.Бюллетень 14о 2 (53) УДК 621.43.032. .8(088.8) Дата опубликования описания 150181 (72) Авторы изобретения
A.Í. Фокин и A.A. Фокина (71) Заявитель родный ингибитор, например жидкий фреон.
На чертеже изображен топливный бак транспортного средства.
Топливный бак транспортного средства содержит ампулу 1, заряженную ингибирукщей жидкостью 2, и устройство для ее вскрытия, размещенное в горючем 3.
Устройство представляет собой направляющую обойму ампулы 1 и состоит из двух отрезков 4, например трубы, закрепленных торцами, один— на верхнем, другой — на нижнем днищах бака так, что в основании ампулы 1 между консольными торцами 5 образован зазор, обеспечивающий при относительном перемещении стенок или днищ бака сдвиг консольных торцов 5 и срез ими стенок ампулы
1 по кольцевой проточке 6, размещенной на уровне зазора. На верхнем днище бака по оси направляющей обоймы установлен боек 7, а стенки обойьи, по меньшей мере, на высоте бой.ка 7 снабжены перфорацией 8. Внут.ри обойми на верхнем днище бака установлены упоры 9, образующие зазор между днищами ампулы и бака для
Изобретение относится к системам питания транспортных средств, в частности к их топливным бакам.
Известен топливный бак транспорт- 5 ного средства, содержащий расположенные.один в другом резервуары соот-, ветственно для топлива и пламегасящей жидкости 1) .
Недостатком этого бака является 1О возможность воспламенения топлива при аварии транспортного средства.
Цель изобретения — предотвращение воспламенения топлива при любых видах аварии транспортного средства.
Цель достигается тем, что бак снабжен направляющей обоймой, торцами закрепленной к верхней стенке и днищу резервуара с топливом, резервуар с пламегасящей жидкостью 20 выполнен в виде ампулы, расположенной в направляющей обойме, в нижней части которой выполнена кольцевая прорезь с острыми кромками, а на.верхней стенке резервуара с топливом в центре обоймы закреплен боек для вскрытия ампулы при воздействии ударной нагрузки.
В качестве пламегасящей жидкости может быть использован фторбромугле(54) ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
795992 слива ингибирующей жидкости 2 через перфорацию 8 в бак.
При столкновении транспортных средств, например автомобилей, от удара по баку деформируется, по меньшей мере, боковая стенка или смещаются днища бака. Ампула 1 размещается в баке на таком расстоянии от боковых стенок, подверженных удару, что при всех его последствиях (смятие бака, деформация стенки, смещение днищ бака) неминуем сдвиг кон- сольных торцов 5. В результате сдвига торцов 5 ампула 1 в ее основании срезается по кольцевой проточке 6, верхняя часть ампулы 1 смещается относительно нижней ее части и ингиби- 15 рующая жидкость 2 через зазор a : сливается из ампулы в бак, растворяется с горючим 3, превращая его в пассивный продукт. После удара течь заингибированного горючего иэ повреж- 2О денного бака в любом его месте, в том числе и через поврежденный топливоотводящий трубопровод, становится не опасной даже при длительном действии источника инициирования пожаровзрывных явлений.
При перевороте транспортного средства ампула 1 под собственным весом свободно перемещается в направляющей обойме от нижнего к верхнему днищу бака, ударяется донышком-мемб— раной о боек 7, пробивается им и торцом садится с зазором между верхним днищем бака на упоры 9. Ингибирующая жидкость 2 через перфорацию
8 выливается из ампулы в бак, растворяется с горючим 3, превращая его в пожаровзрывобеэопасный продукт.
В результате течь эаингибированного горючего через дренаж бака становится также не опасной. 40
Слив ингибирующей жидкости 2 из ампулы 1 в горючее 3 осуществляется под действием перепада давления, обусловленного разностью статических столбов ингибирующей жидкости и горючего, определяемой удельным весом жидкостей.
Концентрация ингибирующей жидкости, типа фреон 1301, 114В2, достаточная для превращения горючего, например бензина, в пассивный продукт, который в условиях эксплуатации транспортного средства не может
«оспламеняться, гореть и взрываться, составляет 2,5 о .% или 5-6 вес.%
Предложенный бак наряду с хранением и забором топлива в двигатель в аварийной обстановке автоматическипреобраэует содержащееся в нем топливо в негорючий продукт, т.е. выполняет функцию самоликвидации в нем горючего.
Это новое качество топливного бака может оказаться весьма полезным на боевых транспортных средствах, например, в танках, бронемашинах, надводных катерах и в другой самоходной боевой технике, так как при попадании снаряда экипаж гибнет чаще всего от пожара и взрыва топлива. В частности оно найдет применение в подвесных (дополнительных) баках, обычно слабо защищенных, или совсем незащищенных от огня противника.
Предлагаемый безопасный бак обладает высокой эффективностью защиты топлива от взрыва, конструктивно прост и технологичен в изготовлении, удобен в эксплуатации.
Формула иэсфретения
1. Топливный бак транспортного средства, содержащий расположенные один в другом резервуары соответственно для топлива и пламегасящей жидкости, отличающийся тем, что, с целью предотвращения воспламенения топлива при любых видах аварии транспортного средства, он снабжен направляющей обоймой, торцами закрепленной к верхней стенке и днищу резервуара с топливом, резервуар с пламегасящей жидкостью выполнен в виде ампулы, расположенной в направляющей обойме, в нижней части которой выполнена кольцевая прорезь с острыми кромками, а на верхней стенке резервуара с топливом в центре обоймы закреплен боек для вскрытия ампулы при воздействии ударной нагрузки.
2. Топливный бак по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что в качестве пламегасящей жидкости использован фторбромуглеродный ингибитор, напри- . мер жидкий фреон.
Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции Р 2101483, кл. В 60 К 15/00, 1972 (прототип).
795992
7 g
Составитель 9. Наумов
Техред Н. Граб Корректор H ° Григорук г
ПОДПИСНОЮ
Редактор М. Ткач
Заказ 9574/24 Тираж 741
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий
113035, Москва, ф-35, Раушская наб. д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4