Привод колес крутосклонного трак-topa
Иллюстрации
Показать всеРеферат
а 4 -." зснай
О П И САИНЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Реснублик (u>795998 к лвтоеекоию сви тельство (61) Доаолиительиое к авт. свид-ву(53)pA. Клз
В 60 К 17/32
В 60 В 39/08 (22) Заявлено 21Л279 (21). 2721702/27-11 с присоедииеиием заявки М
Государствеииый комитет
ССС Р по делам изобретеиий и открытий
{23) Приоритет
Опубликовано 150181. Бюллетень Й9 2
Дата опубликования описания 15.0181 (53) УДК 629.113.032 (088.8) (72) Авторы изобретения
A.Т. Скойбеда, В.В. Яцкевич, П. В. Зеленый и П.А. Амельченко (71) Заявитель
Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (54) ПРИВОД КОЛЕС КРУТОСКЛОННОГО ТРАКТОРА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно специализированному по выпуску мобильных средств механизации сельскохозяйственного горного земледелия, в частности к горным низкоклиренсным тракторам.
Известен привод колес крутосклон" ного трактора, содержащий дифференциал, связанный с ведущими колесами, 1О фрикционную муфту блокировки указанного дифференциала с системой управления, выполненной в виде распределителя, гидравлически связанного с одной стороны с источником рабочей 15 жидкости под давлением и с гидробаком, а с другой стороны с полостью . силового цилиндра, шток которого пневматически связан с дисками фрикционной муфты, и маятниковым датчи- 2О ком крена, связанным с распределителем для управления последнего (1).
Работа известного устройства заключается в блокировании дифферен. циала посредством фрикцйонной муфты 25 при движении трактора по склону.
Это позволяет повысить тяговые свойcrea трактора в рассматриваемых условиях его работы. Однако блокировка дифференциала ухудшает курсовую ус- ЗО тойчивость и управляемость (маневренность) трактора. Во -избежание этого известное устройство дополнительно содержит автоматическую систему разблокирования как только угол поворота направляющих колес превышает допустимый. Однако такое конструктивное решение мало эффективно, отличается большой сложностью.
Цель изобретения — повышение устойчивости движения, управляемости и тяговых свойств горного трактора путем регулирования коэффициента блокировки дифференциала в зависимости от крутизны склона.
Укаэанная цель достигается тем, что привод колес крутосклонного трактора снабжен упругим элементом, установленным между нажимным элементом муфты блокировки и поршнем силового цилиндра, а корпус распределителя кинематически связан со штоком силового цилиндра, в указанном корпусе размещен подпружиненный золотник„ имеющий толкатель, а стержень маятникового датчика крена выполнен с вогнутой рабочей поверхностью, к которой поджат толкатель золотника, и прижимающийся в нейтральном поло795998
15
"35
60 б5 жении золотника к низшей точке указанной поверхности.
На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 — то же, в рабочем положении.
Устройство состоит из дифференциала 1, к выходным валам 2 которо(го прикреплены ведущие колеса 3 трактора. Дифференциал 1 снабжен фрикЪ ионйой муфтой 4, связывающей вйходной вал 2 с корпусом 5 дифференциала.
Диски фрикционной муфты 4 сжимают упругий элемент, пружины 6 через нажимной диск 7, вторые концы которых установлены на поршне 8 силового: цилиндра 9 одностороннего действия.
Рабочая полость 10 силового цилиндра 9 сообщена с гидросистемой трактора, состоящей иэ насоса 11 и слива 12, через золотниковый распределитель. Корпус 13 эолотникового распределителя установлен на кронштейне 14, второй конец которого прикреплен к штоку 15 силового цилиндра 9 посредством соосно расположенного цилиндрического шарнира 16.
Золотник 17 распределителя снабжен толкателем 18, поджимаемом пружиной
19 к вогнутой рабочей поверхности стержня 20, прикрепленному к маятниковому датчику 21, выполняющему роль датчика бокового крана, соосно оси
22 его подвеса.
Ф .Для предохранения насоса 11 в переходных режимах служит предохранительный клапан 23.
Устройство работает следующим образом.
При движении трактора по горизонтальной поверхности (фиг. 1) золотник 17 распределителя удерживается маятником 21 в нейтральном положении, обеспечивающем подсоединение нагнетательной магистрали насоса 11
:на слив 12 и эапирание рабочей полости 10 силового цилиндра 9. При этом поршень 8 находится в правом (фиг. 1) крайнем положении, а пружины 6 сжимают через тарелку 7 диски фрикционнои муфты 4 с определенной силой, обеспечивая определенный коэффициент блокировки дифференц иала 1.
При въезде трактора на поперечный склон (фиг. 2) датчик 21 по-прежнему продолжает занимать вертикальное положение под действием силы веса. В результате этого он поворачивает стержень 20, который в свою очередь перемещает через толкатель
18 золотник 17, сжав пружину 19.
Как только золотник 17 выводится из своего положения на достаточную величину, нагнетательная магистраль насоса 11 оказывается подсоединенной к рабочей полости 10 силовогсР цилиндра.9. Под действием давления рабочей жидкости поршень 8 силового цилиндра 9.перемещается сжимая пружины 6 до тех пор, пока шток 15, увлекая эа собой кронштейн 14, не перемещает корпус 13 распределителя на величину, при которой золотник 17 не оказывается вновь в нейтральном положении и не обеспечивает тем самым эапирание рабочей полости 10.
Величина перемещения поршня 8, определяемая крутизной поперечного склона, определяет в свою очередь степень сжатия дисков фрикционной муфты 4, а следовательно и величину коэффициента блокировки дифференциала 1 в функции угла склона. Это становится возможным потому, что в ходе перемещения поршня 8 пружины 6 получают дополнительное сжатие. При увеличении угла склона описанный процесс повторяется.
При уменьшении же угла размещения, датчик 21, продолжая занимать вертикальное положение, поворачивается в обратную сторону, поворачивая в ту же сторону и стержень 20. Стержень 20, поворачиваясь, освобождает толкатель
18, вследствие чего золотник 17 перемещается в направлении действия силы упругости пружины 19. Как только перемещение золотника 17 достигает необходимой величины, полость 10 силового цилиндра так же как и нагнетательная магистраль насоса 11 оказывается подсоединенной на слив. Порошень 8 под действием пружин 6 перемещается, вытесняя жидкость иэ рабочей полости 10 до тех пор, пока шток 15, перемещая через кронштейн 14 корпус
13 распределителя, не обеспечивает нейтральное положение золотника 17 в корпусе 13, при котором полость
10 вновь оказывается запертой, а нагревательная магистраль насоса 11 подсоединенной на слив 12. При этом величина перемещения поршня 8, как и в первом случае, пропорциональна изменению угла поперечного склона, в данном случае в сторону уменьшения.
Следовательно сила сжатия пружинами
6 дисков фрикционной муфты 4 и коэфифициент блокировки дифференциала
1 уменьшается на величину также пропорциональную уменьшению угла склона.
Профиль стержня 20 выполнен таким образом, что при повороте последнего относительно нейтрального положения в любую сторону его стенки, воздействуя на толкатель 18, перемещают золотник 17 от оси 22 подвески маятника 21. Благодаря симметричному выполнению стержня 20, система обеспечивает одну и ту же функциональную зависимость коэффициента блокировки от угла склона как на левом, так и на правом склонах.
Шарнирное крепление кронштейна 14 на штоке 15 не препятствует вращению шарнира 16 совместно с силовым цилиндром 9 и корпусом 5 дифференциала 1.
795998
Подвод рабочего тела в полость 10 также выполнен. таким образом, что
:соединительный трубопровод å препятствует упомянутому вращению силового цилиндра 10.
Предлагаемое устройство позволяет поддерживать величину коэффициента блокировки дифференциала такой, что-, бы исключить разблокирование колес на поперечном склоне при прямолинейном движении трактора, несмотря на . неравномерное распределение его веса, ào бортам, и обеспечить разблокирование колес на повороте или в силу других причин. Последнее имеет мЕсто вследствие того, что данная система реагирует лишь на наклон поверхности движения. Поэтому возрастание разницы моментов по другим причинам ,она не учитывает и не изменяет величину коэффициента. блокировки. Следовательно, разблокирование неизбежно, что позволяет трактору поддерживать заданное направление движения и об-. ,ладать необходимой поворотливостью (маневренностью), а при прямолинейном движении иметь высокие тяговые свойства.
Кроме того, предлагаемая система имеет более простое конструктивное решение.
Формула изобретения
Привод колес крутосклонного трактора, содержащий дифференциал, свяанный с ведущими колесами, фрикционную муфту блокировки указанного ,дифференциала с системой управления, выполненной в виде распределителя, гидравлически связанного с одной стороны с источником рабочей жидкости под давлением и с гидробаком, а с другой стороны с полостью силового цилиндра фрикционной муфты, и маятниковым датчиком крена, связанным с распределителем для управления последнего, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повьв1ения ." устойчивости движения, маневренности и тяговых свойств путем регулирования коэффициента блокировки диф" ференциала в зависимости от крутизны склона, он снабжен упругим элементом,установленным между нажимным элементом муфты блокировки и поршнем силового цилиндра, а корпус распре20 делителя кинематически связан со штоком силового цилиндра, в укаэанном корпусе размещен подпружиненный золотник, имеющий толкатель, а стержень маятникового датчика крена
2 выполнен с вогнутой рабочей поверхностью, к которой поджат толкатель золотника, и прижимающийся в нейт— ральном положении золотника к нижней точке указанной поверхности.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Орлов В.A. Автоматическая блокировка межколесных дифференциалов трактора. — "Тракторы и сельхозмаши ны", Р 5., 19б9, с. 3-4 .
795998
Составитель Н. Николаева
Техред Н. Лия Корректор Н. Григорук
Редактор Е. Дорошенко
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9574/24 Тираж 741 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам,изобретений и открытий
113035, NocKBa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5