Предохранительный клапан дляпневматической тормозной системытранспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 080877 (21) 2520407/27-11 (51)
В 60 Т 11/32
В 60 Т 15/48
F 16 К 17/00 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 150181, Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 1501.81 (53) УДК 629. 11 3. 4 1 (088,8) (72) Авторы изобретения
B. И. Дольберг, М..И. Дронин и И. В. Яровой (71) Заявитель
Полтавский авто агрегатный э анод (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ
ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к защитным устройствам для пневматических тормозных систем транспортных средств
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является предохранительный клапан для пневматической тормозной системы транспортного средства, содержащий корпус с входньм и выходными каналами, золотник с пазами для прохода воздуха, разделительным диском н средней части и с подпружиненными клапанными элементами для взаимодействия с упругими седлами, причем золотник расположен во ннутренней полости корпу- 15 са с воэможностью осевого перемещения (1), Недостатком известного предохранительного клапана является сложность 20 конструкции, закрепляющаяся в наличии подпружиненного поршня, как необходимого н данной конструкции силового элемента, а также обратных клапанов, предназначенных для улуч- 25 шения динамической характеристики клапана при оттормаживании, так как наличие подпружиненных со стороны золотника клапанных элементов препятстнует быстрому выпуску воздуха. 30
Цель изобретения — упрощение конструкции предохранительного клапана при сохранении необходимой динамической характеристики и чувствительности к повреждениям контура тормозной системы.
Цель достигается тем, что один иэ упругих седел неподвижно укреплены на торцах золотника, а другие установлены у выходных каналов, клапанные элементы выполнены с отверстиями для прохода воздуха и поджаты к упругим седлам на торцах золотника, а на стенках внутренней полости корпуса выполнены кольцевые проточки, образующие с наружной цилиндрической поверхностью клапанных элементов дроссели, и ограничительные упоры для указанных клапанных элементов.
На чертеже изображен предохранительный клапан для пневматической тормозной системы транспортного средства с элементами, занимающими нейтральное положение, разрез.
В корпусе 1, имеющем входной канал
2, свободно расположен золотник 3 с пазами 4 для прохода воздуха.
В средней части золотника 3 имеется разделительный диск 5, образующий дроссель в со .етании с понерх-796021 ностью сквозного канала 6 корпуса l в случае смещения золотника.
Установленные на концах золотника
3 клапанные элементы 7 со сквозными отверстиями 8 прижаты пружинами 9 к упругим седлам 10, неподвижно закрепленными на золотнике 3.
В крышках 11, содержащих выходные каналы 12, неподвижно закреплены ; резиновые кольца 13, также выполняющие роль упругих седел клапанных . элементов 7, 1О
Цилиндрическая поверхность 14 клапанных элементов 7 выполнена так, что образовывает дроссель с цилиндрическими поверхностями 15 проточки в корпусе. 39
Торцевые поверхности 16 проточек корпуса 1 служат упорами для клапан- ных элементов 7.
Работает предохранительный клапан следующим образом. 26
При торможении воздух от .командного аппарата подается к входному каналу 2 и разделенный диском 5 на два потока через пазы 4 золотника 3, зазор между клапанными элементами 7 и корпусом поступает к выходным каналам 12, сообщенным с исполнительными аппаратами.
Поскольку золотник 3 свободно ориентирован в осевом направлении, Зр диск 5 в начальный момент подачи воздуха может быть смещен вправо нли влево от своего среднего положения.
В этом случае диск 5, образуя дроссель совместно с цилиндрической поверхностью сквозного канала 6 корпуса
1, перекроет. свободное поступление воздуха к выходному каналу 12, в сторону, которой он смещен. При этом клапанный элемент 7 противоположного контура поверхностью 14 также образует дроссель с цилиндрической поверхностью 15 проточки в корпусе 1, в результате чего будет происходить цросселирование воздуха в оба конту а, и таким образом, выходной канал 45
? клапана будет практически изолирован от выходных каналов 12.
Вследствие имеющейся разности плоцадей между поверхностями диска 5 и клапанного элемента 7 произойдет перемещение золотника 3 в обратном направлении до положения, обеспечивающего равенство расходсв в выходные каналы 12.
При повреждении одного из контуров в момент установившегося торможения давление в нем начинает падать, в результате чего происходит перетекание воздуха в сторону неисправного контура как из входного канала 2, так и иэ исправного контура, что в свою 40 очередь приводит к смещению золотника 3 в сторону неисправного контура.
При этом клапанный элемент исправного контура совместно с цилиндрической поверхностью 15 образует дроссель, 65 препятствующий перетеканию воздуха из исправного контура в неисправный н способствующий созданию перепада давления между выходными каналами 12 клапана.
Прн дальнейшем перемещении золотника 3 образуется также дроссель между диском 5 и цилиндрической поверхностью сквозного канала 6 корпуса 1, вследствие чего перепад давления . между выходными каналами 12 еще более увеличивается. Прн этом клапанный элемент 7, находящийся на стороне исправного контура, садится на торцевую поверхность 16 н под действием создавшегося перепада давления преодолевается усилие пружины 9 н происходит дальнейшее перемещение золотника 3 до упора клапанного элемента 7 со стороны неисправного контура в кольцо 13 крышки 11. Положение золотника 3 фиксируется благодаря перепаду давления на клапанном элементе
7 неисправного контура и упругом седле 10, а входной канал 2 сообщается с выходным каналом 12 исправного контура за счет отрыва упругого седла
10 от клапанного элемента 7.
В случае торможения с заранее не- исправным одним из контуров в начальньФ момент наполнения незначительная разница расходов не приведет к смещению золотника 3, но по мере наполнения исправной магистрали расход в сторону нее будет уменьшаться, и увеличившаяся в результате разность скоростных напоров приводит к перемещению золотника 3 в сторону большего расхода. Дальнейшая работа клапана аналогична описанной выше °
При оттормаживании воздух выпускается иэ исполнительных тормозных аппаратов через выходные каналы 12, зазор между клапаннымн элементами
7 и корпусом 1, сквозной канал 6 н далее через входной канал 2.
Формула изобретения
Предохранительный клапан для пневматической тормозной системы транспортного средства, содержащий корпус с входным и выходными каналами, золотник с пазами для прохода воздуха, разделйтельнык диском в средней части и с подпружиненными клапанными элементами для взаимодействия с упругими седлами, причем золотник расположен во внутренней полости корпуса с возможностью осевого перемещения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции при сохранении динамической характеристики и чувствительности к повреждениям контура тормозной системы, одни из упругих седел неподвижно укреплены на торцах золотника, а дру796021
Составитель С.Макаров
Техред М.Табакович Корректор Н.Швыдкая
Реда» тор М.Ткач
Тираж 741 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5, Эака 9576/26
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 гие установлены у выходных каналов, клапанные элементы выполнены с отверстиями для прохода воздуха и поджаты к упругим седлам на торцах Золотника, а на стенках внутренней полости корпуса выполнены кольцевые проточки, образующие с наружной цилиндрической поверхностью клапанных элементов дроссели, и ограничительные упоры для укаэанных клапанных элементов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2389447/1I, кл. В 60 Т 11/32, 1976,