Разборная лодка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ек:к

О,ви

ОПИСАН

ИЗОБРЕТЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕ

Союз Соаьтских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид (22) Заявлено 02.02.79 (21) 2 с присоединением заявки Hо (23) Приоритет—

Опубликовано 150181 Бю

Дата опубликования описан

Государатаеииый комитет

СССР ио делам изооретеиий и открытий (72) Автор изобретения

В. П. Гащенко (71) Заявитель (54) РАЗБОРНАЯ ЛОДКА

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств лодки.

Цель достигается тем, что прокладки, расположенные между секциями, выполнены клиновидными и установлены в плоскости бортов.

На фиг. 1 изображена лодка с уста15 новкой прокладок для режима глиссирования, общий вид; на фиг ° 2 кормовая часть корпуса, в перспективе на фиг. 3 — узел 1 соединения секций и прокладок; на фиг. 4

20 лодка с установкой прокладок для режима водоизмещающего плавания, общий вид; на фиг. 5 - лодка с установкой прокладок для переходного режима движения, общий вид.

Лодка содержит корпус 1, имеющий глиссирующие обводы днища 2, и состоящий из отдельных сварных из легкого сплава секций 3, 4, 5 и б, соединенных между собой бол30 тами через клиновидные сужающиеся

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции глиссирующих разборных лодок.

Известны глиссирующие разборные лодки, корпус которых состоит из отдельных секций, содержащий фланцышпангоуты, которые соединены между собой болтами 11) .

Недостатком данных лодок является большое гидродинамическое сопрбтивление при движении -в переходном режиме и режиме водоизмещающего плавания.

Наиболее близкой к предлагаемой . ,является разборная лодка, содержащая корпус с глиссирующими обводами днища, включающий отдельные секции, снабженные фланцами-шпангоутами с прокладками, имеющими контур шпангоутов,соединенных между собой болтами t2 ).

Недостатком этой конструкции является то, что опущенная в воду широкая транцевая корма "тянет" воду, создавая большое гидродинамическое сопротивление движению лодки в режи ° ме водоизмещающего плавания. Такая лодка идет "тяжело" на веслах, под парусом и с мотором малой мощности.

В переходном режиме движения с маломощным мотором глиссирующие лодки идут с большим дифферентом, что также увеличивает сопротивление движению. Это приводит к неоправданно повышенным расходам топлива, снижению скорости лодки под парусом и дополнительным затратам энергии гребца.

796052 к днищу прокладки 7 и клиновидные расширяющиеся к днищу прокладки 8.

Секции имеют на торцах фланцышпангоуты 9 и 10 с отверстиями 11 и 12, установленные под углом 90О к килевой линии секции, между которыми расположены клиновидные прокладки 7 и 8 с отверстиями 13 и 14. Прокладка 7 сужается к днищу под углом cL а прокладка 8 к днищу расширяется под тем же углом, что обеспечивает сложенному из двух клиновидных прокладок пакету плоскопараллельные стороны. Это обеспечивает установку килевых линий секций 4 и 5, а также секций 3 и б в основной плоскости для создания глиссирующих обводов днища корпуса лодки. Клиновидные прокладки

7 и 8 обеспечивают герметичность стыков секций и изготавливаются из эластичного пенопласта или резины..

Прокладки могут изготавливаться также из фанеры или твердого пенопласта с обкладкой сторон мягкой резиной.

Фланцы секций 9 и 10 и прокладки 7 и 8 стягиваются между собой болтами 15 и гайками 16. Под головки болтов и металлические шайбы 17 проложены резиновые шайбы 18 для равномерного распределения нагрузки от болтов на фланцы-шпангоуты.

Для использования лодки в режиме водоизмещающего плавания и улучшения ее эксплуатационных качеств, форму днища лодки при сборке изменяют, создавая благоприятный подъем килевых линий секций в оконечностях корпуса. Это достигается установкой клиновидных, расширяющихся к днищу прокладок 8 между секциями 3, 4, 5 и 6 с последующей затяжкой болтами

15 с гайками 16.

Полученная форма днища более обтекаема, обладает меньшим гидродинамическим сопротивлением, меньше заливается и забрызгивает с носа и кормы, обладает лучшей поворотливостью и т д

Для эксплуатации лодки в переходном режиме движения, снижения гидродинамического сопротивления и уменьшения ходового дифферента, форму днища лодки изменяют, создавая отгиб днища в корме. Выполняют это установкой клиновидной, сужающейся к днищу прокладки 7 перед кормовой секцией 5.

Для уменьшения заливаемости с носа перед секцией 6 устанавливают расширяющуюся к днищу прокладку 8.

Между секциями 3 и 4 устанавливают пакет из прокладок 7 и 8 для сохранения ровного участка днища.

Соединяются секции и прокладки между собой также болтами и гайками.

Таким образом, разборная лодка, снабженная клиновидными прокладками становится универсальной и может

15 использоваться с хорошими ходовыми и эксплуатационными данными в режиме глиссирования, водоизмещающего плавания и переходном режиме движения.

При транспортировке или для хра;щ нения лодка разбирается, а секции вкладываются одна в другую, например б-я.в 5-ю, а 5-я в 4-ю, 4-я в

3-ю и т.д.

Клиновидными прокладками могут быть оборудованы существующие разборные лодки для придания корпусу более рациональной формы днища для эксплуатации в режиме плавания и переходном режиме.

Формула изобретения

Разборная лодка, содержащая корпус с глиссирующими обводами днища, включающий в себя отдельные секции, снабженные фланцами-шпангоутами с прокладками, имеющими контур шпангоутов, соединенных между собой болтами, отличающаяся

4О тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, прокладки, расположенные между секциями, выполнены клиновидными и установлены в плоскости бортов..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

"Катера и яхты", Р 49, Л., "Судостроение", 1974, с. 8.

2. "Катера и яхты", 24, Л., "Судостроение" 1970 с 5 (про о тотип).

79б 052

Составитель Г. Рощепкин

Редактор Е. Дорошенко Техред М.Коштура Корректор Н. Григорук

Заказ 9580/27 Тираж 49 Подписное

BHHHllH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-,35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4