Сальник судового валопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
) . \
ОП ИСА НИЕ
ИЗОБРЕТИ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1ii? 96082
Союз Советских
Социалистических
Республик (6l ) Дополнительное н авт. свид-ву 3 (5! )М. Кл. (22) Заявлено16.02.79 (21) 2726738/27-3. 1 с присоединением заявки М (23) П риоритет
В 63 Н 23/36
Ввуднрстеенны3 квинтет
СССР ао данам нзоеретеннй н втнрытнй (53) УДК 629.4.. .037.4(088. 8) Опубликовано16.04..8l. Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 18.03..83.
А. В. Смыков, А. С. Кельзон, В. С. Гаврилов, о
В. Н. Елизаров и В. И. Рябущенко (72) Авторы изобретения
Ленинградское ордена Октябрьской Революции высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова (71) Заявитель (54) САЛЬНИК СУПОВОГО ВАЛОПРОВОДА где 1, Ъ толщине и ширина плоского кольцевого элемента.
Кроме того, кольцевой элемент выцолнен из термобиметелла . кивер — латунь в
На чертеже изображен сальник судового валопровода, общий вид в разрезе.
Изобретение относится к судостроению, в частности к сальникам судового валопровода.
Известен сальник судового валопровода, содержащий хорпус с неподвижным герметизирующим кольцом, свободно ох3 ватываюшкм гребной вал, втулку, жест ко закрепленную на гребном валу, в, проточке которой установлено подвижное герметизирующее кольцо, взаимодействующее с неподвижным герметизирующим
Ю кольцом, и поджимное устройство, расположенное в корпусе (l).
Недостатком такого уплотнения является отсутствие регулировки его в И зависимости от режима работы и, как следствие, снижение эксплуатационных характеристик герметизетора, например повышенный износ при его пе регреве. 26
Цель изобретения - повышение долговечности сальника.
Поставленная цель достигается тена, что сальник снабжен кольцевым элементом
2 из термобиметалла, размещенным в проточке втулки, и шайбами, установленными по обеим сторонам кольцевого элемента, при этом шайбы имеют толщину и ширину, не превышакяцие половины толщины и одной четвертой ширины кольцевого элемента, причем поджимное устройство выполнено в виде регулнровочного болта, взаимодействующего с неподвижным герметизнрующим кольцом, а поверхность подвижного герметизнруюшего кольца, взаимодействующая с пассивной стороной кольцевого элемента, выполнена сферической с радиусом, определяемым соотношением р аЬ+ 0,0 6 —, 1
79608
Сальник судового валопровода содер« жит корпус l, охватывающий гребной вал 2, в который помещена обойма 3 с неподвижным герметизирующим кольцом
4 и поджимное устройство 5, выполненное в виде регулировочного болта. На гребном валу 2 жестко закреплена втул1 ка 6 с фланцем 7, где в круговой проточке 8 соосно неподвижному герметизирующему кольну 4 смонтировано под-. вижное герметиэирующее кольцо 10, контактирующее с рабочим торном 9, причем кольца монтируются на эластичных прокладках 1.l. На дно круговой проточки 8 устанавливается кольцевой элемент 12 из 1$ термобиметалла инвар - латунь, состоящий из двух пластин l.3 и l4, одна из которых изготовлена из пассивного металла - инвара, а другая иэ активного— латуни. Поверхность подвижного герме- тй тизирующего кольца lO, взаимодействующая с пассивной стороной 13 кольцевого элемента 12, выполнена сферической с радиусом, определяемым соотношением у
2S
Р +O,Ol6 — где, b - толщина и ширина кольцевого элемента.
По обеим сторонам кольпевого элемента установлены шайбы 15, толщина и ширина которых не превышают половины толщины и одной четвертой ширины кольцевого элемента.
Сальник судового валопровода работает следуккпим образом.
В статическом состоянии с помощью поджимного устройства 5 обеспечивается давление неподвижного герметизирующего кольца 4 на подвижное герметиэирующее кольцо 10. При этом кольпо 10, > воспринимая давление от поджимного уст- > ройства 5 через рабочий торец 9 своим нерабочим торцом, выполненным сферическим, воздействует на кольцевой элемент 12. Имеющийся в контакте колец 4 и 10 зазор обеспечивает уплотнение гребного вала 2. При вращении гребного вала 2 ьозникающее при трении колец 4 ,и 3.0 тепло частично уносится водой, частично идет на нагрев сальника. При этом изменение температуры подвижного герметизирующего кольца 10 влечет за собой нагрев кольцевого элемента l2, êîторый в силу своих свойств изгибается и снижает давление подвижного кольца 10
5S на кольцо 4, увеличивая зазор между ними, в результате чего протечка воды увеличивается. Увеличение протечки снижает температуру подвижного герметизирую2 ф
mего кольца 10 и контактирующего с ним кольцевого элемента 12, в результате чего последний, деформируясь в обратном направлении, повышает давление кольца l0 на кольцо 4. размещение кольцевого элемента l 2 активной стороной к дну круговой канавки 8 обязательно, так как в противном случае элемент 1.2 при нагревании увеличивает давление кольца 10 на кольцо
4. Для того, чтобы деформация кольпевого элемента l2 была возможна, поставлены шайбы l5, а для беспрепятственной работы его в пределах упругой деформации материала, подвижное герметизирующее кольцо 10 имеет сферическую поверхность радиусом Р, позволяющим максимальную просадку под.вижного герметизирующего кольца lO без опасности упора его в шайбы 15.
Величина радиуса. находится из известного геометрического соотношения
С + 4}, 8 И где «}, С вЂ” высота и ширина сегмента.
Задавая предельные значения толщины и ширины шайб 15
Ь Ъи t(1, где Ф», Ь» — толщина и ширина шайб l5, и подставляя их в известное соотношение и производя преобразования, окончательно получаем
Р -6 + O,Ol6
Предлагаемый сальник судового вало-провода позволяет оперативно вести регулировку протечек в соответствии с режимом его работы без вмешательства обслуживающего персонала. Уменьшение и увеличение зазора между герметизирующими кольцами и выбор его оптимальной величины в зависимости от температурного режима уменьшает износ колец и увеличивает уплотняющую способность сальника, которые являются его основными эксплуатационными характеристиками.
Увеличение уплотняюшей способности сальника приводит к снижению протечек забортной воды в корпус судна, а следовательно, к уменьшению расхода электроэнергии на работу осушительных насосов.
Формула изобретения
1. Сальник судового валопровода, одержащий корпус с непопви кным rep79608
5 метизируюшим кольцом, свободно охватывающим гребной вал, втулку, жестко закрепленную на гребном валу, в-проточке которой установлено подвижное герметизируюшее кольцо, взаимодействую- 5 шее с неподвижным герметизируюшим кольцом, и подвижное устройство, расположенное в корпусе, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения долговечности сальника, он снабжен коль- ip .цевым элементом из термобиметалла, размещенным в проточке втулки, и шайбами, установленными по обеим сторонам кольцевого элемента, при этом шайбй имеют толщину и ширину, не превышающие половины толщины и одиой четвертой ширины кольцевого элемента, причем подвижное устройство выполнено в виде регулировочного болта, взаимодей- . ствующего с неподвижным герма тизируюшим кольцом, à поверхность подвижного герметизируюшего кольца, взаимодействующая с пассивной стороной кольцевого элемента, выполнена сферической с радиусом, определенным соотношением г
2. Сальник по п. l, о т л и ч а юш и и с я тем, что кольцевой элемент выполнен из термобиметалла инвар— латунь.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Кокичев В. Н. Уплотняющие устройства в машиностроении..Л., Судпромгиз, 1962, с. l53, рис. l35.
ВНИИПИ Заказ 9582/29 Тираж 498 Подписное
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, "4