Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАЙИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ с ай
< >, ио с : а 1 е. Д
Союз Советски к
Социалистическии
Ресвублик (и> 796362
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 07.07.78(21) 2639745/29-33 с прнсоелкненкеи заявки,% (23) П рнорнтет
3 (5 I ) М. Кл.
Е 04 Ст 11/20
Государственный комитет
СССР
Опубликовано 15.01.81, Бюллетень М 2 ав делам изобретений и открытий (53) УД К 624. 191, ° 8 (088.8) Дата опубликования описания 2 5,01. 8 1 (72) Авторы изобретения
Г. П. Копышев, В. А. Егоров, А. С. Ефимов и В. А. Серебрякова
Таджикское специализированное управление Сведена Ленина
Всесоюзного объединения по специальным работам Гидроспецстрой
Министерства энергетики и электрификации СССР (71) Заявитель (54) ОБЪЕМНО-ПЕРЕСТАВНАЯ ОПАЛУБКА ДЛЯ ОБДЕЛКИ
ТУННЕЛЕЙ
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при выполнении бетонной обделки (крепи) туннелей различной формы сечения..Известна объемно-переставная опа5 лубка для изготовления туннельной обделки, содержащая подвижные секции опалубки, средства для подготовки и укладки бетона и механизмы для отрыва ши10 тов опалубки от готового изделия и их перемещения на новый участок работы
И
Наиболее близзеим техническим решением к предлагаемому является объемно!
5 переставная опалубка для обделки туннелей, содержащая несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на ферме секции наружных шитов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их в рабочем положении, механизм перемещения фермы по
2 направляющим вдоль оси тунйеля и пульт управления 12 .
Недостатками известных объемных опалубок являются невысокая их производительность и ненадежность и эксплуатации, что связано с необходимостью сооружения рельсового пути сразу на всю длину туннеля -:или перестановки участка пути по мере продвижения опалубки вперед., l
Цель изобретения — повышение производительности и надежности эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что опалубка, содержащая несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на ферме секции наружных шитов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их в рабочем положении, механизм пере- мещения фермы по направляющим вдоль оси туннеля и пульт управления, снабжена подвижными в вертикальной плос30
3 7963 кости опорами, размещенными по краям внешних сторон фермы для установки ее в рабочем положении, и каретками с катками, причем рельсовые направляющие размещены внутри фермы и снабжены с од5 ной стороны упорами для фиксации механизма перемещения фермы, с другой стороныоткидными опорами, а секции опалубки попарно присоединены к угловым элементам фермы посредством шарниров, при этом механизмом перемещения фермы является гидротолкатель, который шарнирно прикреплен корпусом к ферме, а штоком взаимодействует с упорами рельсовой направляющей. 15
Наличие опор по краям внешних сторон фермы и упоров для фиксации механизма перемещения фермы, размещение рельсовых направляющих внутри фермы позволяет выводить последние в рабочий период из зоны бетонирования назад, обеспечивая возможность одновременного бетонирования свода и лотка туннеля. Установка шарниров, попарно связывающих шиты опалубки с ее угловыми элементами, вне плоскости разъема пары позволяет упростить сдвиг щитов при подготовке опалубки к перемещению.
На фиг. 1 изображена опалубка для бетонирования круглого туннеля, на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3— опалубка, подготовленная к перестановке; на фиг. 4 — гнездо для штока гидротолкателя механизма перемещения фермы; на фиг. 5 — то же, вид сбоку; на фиг. 6— то же, вид сверху; на фиг. 7 — опалубка в рабочем положении; на фиг. 8 — замок, соединяющий щиты опалубки; на фиг. 9 — вид A на фиг. 8.
Опалубка содержит щиты 1, расположенные симметрично вокруг фермы 2.
Шиты имеют форму частей цилиндра и выполнены из металлических листов, упрочненных ребрами жесткости. Ферма представляет собой жесткую объемную кон- 45 струкцию прямоугольного сечения, сваренную иэ двутавровых балок, с которыми шарнирно связан цилиндр гидротолкателя
9, служащего для ее перемещения. Ферма может иметь и другое сечение, например арочное. Средняя часть каждого щита 1 опалубки связана с гидроцилиндрами 3, укрепленными на ферме 2.
Свободные продольные края щитов 1 снабжены пальцевыми замками 4 для попарного фиксирования их относительно друг друга в рабочем положении. Каждый замок представляет собой фигурную пластину с отверстием под палец, прикреп62 4 ленную к краю щита опалубки. В рабочем положении отверстие пластины совпадает с отверстием, выполненным в соседнем шите, при этом оба шита фиксируются относительно друг друга с помощью пальца. По периметру щитов может быть выполнено несколько таких замков, Ферма установлена на четырехосной тележке 5, катки которой отстоят от ее краев ближе к центру, и перемещается по рельсовым направляющим 6. Углы фермы, расположенные ближе к ее краям, снабжены подвижными в вертикальной плоскости опорами — домкратами 7. Рельсы 6 уложены на опорной платформе 8, помещенной на лотке перед фермой. Вдоль средней линии платформы для соединения со штоком гидротолкателя 9 выполнены гнезда 10, передний край платформы снабжен опорами 11. Возможен вариант без откидных опор, например при фиксировании заднего края платформы. Для перемещения портала и платформы может быть применен и независимый привод, например лебедки.
Края щитов 1, расположенные вдоль туннеля посредством шарниров 12 связаны с продольными ребрами 13 фермы, причем с каждым ребром связаны два смежных шита. При этом шарниры 12 каждого щита 1 располагают под смежным щитом и тем самым вне плоскости их разъема.
Такое расположение шарниров приводит к подвижности шитов 1 относительно не только фермы 2, но и друг друга, что упрощает процесс распалубки и повышает надежность эксплуатации опалубки.
Устройство работает следующим образом.
Ферму 2 приподнимают и оставляют стоять на домкратах 7, при этом тележка 5 оказывается в подвешенном состоянии. Гидроцилиндрами 3 шиты 1 опалубки выдвигаются в рабочее положение— навстречу своду и лотку туннеля и поддерживаются ими в этом положении все время бетонирования. При этом замки 4 на краях шитов 1 защелкиваются и последние обрамляют все сечение туннеля.
После установки щитов начинают укладку бетона в эапалубное пространство на ранее смонтированный армокаркас.
По достижении бетоном распалубочной прочности начинают подготовку опалубки к перемещению на новый участок бетонирования . Для этого предварительно освобождают связанные замками 4 концы шитов 1, выбирая пальцы замков, 796362
10
20 шиты 1 с помощью гидроцилиндров 3 перемешают назад к ферме, к центру туннеля, за счет чего объем опалубки уменьшает-. ся, Одновременно с этим ведут монтаж армокаркаса на новом впередилежащем участке бетонирования. Затем шток гидротолкателя 9 укрепляют в первом (от фермы) гнезде 10 опорной платформы 8 и, втягивая его, задвигают платформу под ферму на длину хода штока.
Затем шток выводят из первого гнезда, укрепляют во втором и снова перемещают платформу.
Так поэтапно, шагами, платформу. задвигают под ферму далее вглубь тун- неля на расстояние не менее длины опалубки. После окончания перемещения передний край платформы опирают на откидные опоры 11, так как ее задний край опирается на готовый бетон лотка и поэтому расположен выше переднего.
Поскольку ширина рельсовой колеи, уложенной на опорной платформе 8, равна поперечному расстоянию между катками тележки 5, то платформа 8 при переме- 25 щекин проходит между домкратами 7, расположенными у краев фермы. После установки платформы ферму с помощью домкратов 7 опускают, пока катки тележки 5 не установятся на рельсах 30
6. Затем гидротолкателем 9 ферму перемещают по рельсам вперед, вглубь туннеля, до тех пор, пока задний край опалубки не установится на одной прямой с передним краем ранее эабетонированного участка. Это позволяет обеспечить сплошную, без просветов, обделку туннеля. Гидротолкатель 9 служит, таким образом, средством перемещения как фермы 2, так и рельсовых направляющих 40
6. Затем ферму снова приподнимаютиустанавливают на домкратах. При этом, если ширина опалубки меньше ширины фермы, то передняя пара домкратов 7 опирается на черновой, незабетонированный, 45 участок лотка туннеля, а задняя пара— на готовый, забетонированный.
Далее с помощью гидротолкателя 9 опорную платформу 8 вытягивают иэ-под фермы . назад. Теперь опорная платформа устанав- 50 ливается на готовом бетоне лотка туннеля. Щиты 1 опалубки вновь устанавливают. в рабочее положение, поджимая гидроцилиндрами 3 к своду и лотку туннеля. Далее цикл повторяется. 55
Если туннель имеет отличную от круга, например элипсоидную форму сечения, то и элементам опалубки придают соответствующую форму.
Применение предлагаемой опалубки позволяет уменьшить расход металла на ее изготовление, вдвое повысить скорость бетонирования, сократить количество обслуживающего персонала. Кроме того, отпадает необходимость в трудоемком и длителЬном процессе перестилки рельсового пути.
Ф ормула изобретения
1. Объемно-переставная опалубка для обделки туннелей, содержашм несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на ферме секции наружных щитов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их в рабочем положении, механизм перемещения фермы по направляющим вдоль оси туннеля и пульт управления, о т л ич а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения производительности и надежности эксплуатации, она снабжена подвижными в вертикальной плоскости опорами, размещенными по краям внешних сторон фермы для установки ее в рабочем положении, и каретками с катками, причем рельсовые направляющие размещены внутри фермы и снабжены с одной стороны упорами для фиксации механизма перемещения фермы, с другой стороныоткидными опорами, а секции опалубки попарно присоединены к угловым элементам фермы посредством шарниров.
2. Опалубка пои. 1, отл ич а— ю щ а я с я тем, что механиэмомперемещения фермы является гидротолкатель, который шарнирно прикреплен корпусом к ферме, а штоком взаимодействует с упорами рельсовой направляющей.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
No. 319667, кл. Е 04 Cj 11/20, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
М 223847, кл. Е 04 С 11/20, 1963.
Составитель Е. Кегелев
Редактор M. M итровка Техред И.Асталош
Корректор И. Муска
Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9730/42 Тираж, 776
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5