Шпоночное соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
т у
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К AITOPCNOhAY СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцналнсткческнх
Республик
<1>796480 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву I 388137 (221 Заявлено 030179 (21) 2704232/25-27 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет
Опубликовано 150181. Бюллетень М 2
Дате опубликования описания 25. 01. 81 (51)М. Кл з
F 16 В 3/00
Государственный комитет
СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 88. .886(088.8) (72) Автор . изобретения
Ю.М.Гузенко (71) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Изобретение относится к машиностроению.
По основному авт. св. Р 388137 известно шпоноч.;ое соединение, содержащее вал, втулку и две клиновые шпонки, установленные в пазах соединяемых деталей и взаимодействующие между собой по наклонной плоскости, причем одна из шпонок установлена в пазу втулки, а вторая в пазу вала, длина которого равна
-длине шпонки, а меньшая высота шпонки больше глубины паза (11 .
Однако такое соединение ненадежно в работе при наличии вибрации и незначительных осевых нагрузок, так как сила трения между наклонными поверхностями шпонок может оказаться недостаточной и привести к относительному сдвигу шпонок, в результате чего происходит разрушение соединения.
Цель изобретения - повышение надежности работы соединения.
Поставленная цель достигается тем, что соединение снабжено стопорной пластиной, установленной между шпонками, а свободные концы стопорной пластины отогнуты на торцы шпо« нок большей высоты.
На фиг. 1 приведено соединение, общий вид; на фйг. 2 — сечение A-А на фиг. 1.
Шпоночное соединение состоит иэ вала 1, втулки 2 и двух клиновых шпонок 3 и 4, которые расположены в пазах вала и втулки и взаимодействуют между собой по наклонной плоскости. Одна иэ шпонок установ1О лена в пазу вала, а другая — в пазу втулки. Меньшая высота шпонок должна быть больше глубины паза вала.
В зазоре между наклонными поверхностями шпонок расположена стопор15 ная пластина 5, которая имеет длину большую, чем длина шпонок и выступает своими свободными концами по обе стороны этих же шпонок. Ширина а пластины равна ширине шпоночных
20 пазов вала и втулки, а толщина б выбирается в каждом конкретном случае индивидуально и зависит от используемого материала, а также от условий, в которых работает .соединение.
25 При сборке соединения вначал» в шпоночный паз вала устанавливается клиновая шпонка 3 и на вал после этого надевается втулка. Зат м на наклонную поверхность шпонки 3 ставит30 ся стопорная пластина и забивается
796480
Формула изобретения фие. 1
А -А ф щщИПИ Заказ 9744/48 Тираж 87l Подписйое
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 в паз втулки вторая клиновая шпонка
4, которая повышает силу трения между деталями,.препятствуя их относительному сдвигу. Свободные выступающие концы 6 и 7 пластины отгибаются взаимно противоположно на торцы шпонок большей высоты. Стопорная пластина при этом является связывающим элементом шпонок и препятствует их относительному сдвигу в осевом направлении при работе соединения в условиях вибрации и незначительных осевых нагрузок °
Соединение работает следующим образом.
Пои вращении вала движение от него через грани шпонок передается на втулку. Осевая нагрузка 5, возникающая на втулке при работе соединения в условиях вибрации и неблагоприятных условиях для работы, воспринимается силой трения между верхней шпонкой 4 и втулкой. Постоянство этой величины достигается благодаря наличию стопорной пластины, которая своими отогнутыми концами удерживает шпонки от их относительного сдвига.
Шпоночное соединение по авт. св.
9 388137, о т л и ч а ю щ е е с я 0 тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено стопорной пластиной, установленной между шпонками, а свободные концы стопорной пластины отогнуты на торцы шпонок боль15 шей высоты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
20 Р 388137, кл. Г 16 В 3/00, 1971 (прототип).