Радиально-упорный подшипниковыйузел скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Савв Советскив

Соцналнстнческнк

Республик

ОПИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<>796501

Х АВТОРСКОМУ С ТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (я)м. Кл, (22) Заявлено 19.06.78 (21) 2629809/25-27 с-присоединением заявки ЙУ (23) Приоритет

Опубликоваив 15.0181, Бюллетень М 2

F 16 С 17/03

F 16 С 33/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открнтий (53) УДК 621 822. .1<088.8) Дата опубликования описания 15. 01. 81

Г. Ф. Киселев, В. A.. Зикеев, С. Д. Рязанов и A. П. Марсаков (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ

УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машнно1 строению и может найти применение в насосостроении, компрессоростроении и других отраслях, в частности для использования в качестве, опор скольжения различных машин вращательного действия, например, как радиальноупорный узел ротора центробежного насоса.

Известен радиально-упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с каналом, сообщающимся с картером, и установленными с зазором относительно вала крышками, охватывающими с торцов неподвижный вкла- 15 дыш, имеющий опорную поверхность и две упорные торцовые поверхности, иа которых выполнены сквозные радиальные канавки, а также закрепленные иа валу с зазором относительно внутрен- Я ней поверхности корпуса и размещенйые по обе стороны от вкладыша контактирующие с ним упорные кольца, на внутренней поверхности которых выполнены сквозные радиальные канавки. При этом 25 крышки установлены с контактом с наружными торцовыми поверхностями упорных колец (1).

Недостатком известного узла является недостаточная надежность работы 3g из-за отсутствия эффективной циркуляции смазки по трущимся поверхностям.

Цель изобретения — повышение на- ° дежности работы путем обеспечения принудительной циркуляции смазки по трущимся поверхностям.

Цель достигается тем, что в радиально-упорном подшипниковом узле скольжения, содержащем корпус с каналом, сообщающимся с картером, и установленными с зазором относительно вала крышками, охватывающими с торцов неподвижный вкладыш, имеющий опорную поверхность и две упорные торцовые поверхности, на одной из которых вы полнены сквозные радиальные канавки, а также закрепленные на валу с зазором относительно внутренней поверхности корпуса и размещенные по обе стороны от вкладыша контактирующие с ним упорные кольца, на внутренней торцовой поверхности одного из которых выполнены сквозные радиальные канавки, на наружных торцовых поверхностях упорных колец выполнены дополнительные радиальные канавки, открытые в сторону иэ наружных боковых поверхностей, канал в корпусе выполнен сообщающимся с зазором между корпусом и упорным кольцом с радиаль796501 ными канавками на внутренней1 торцовой поверхности, при этом последнее расположено со стороны второй упорной торцовой поверхности вкладыша, крыш ки установлены с зазором относительно наружных торцовых поверхностей упор- 5 ных колец, а зазор между, по крайней мере одной крышкой и валом сообщен а картером.

На чертеже изображен радиальноупорный подшипниковый узел скольжения ® в разрезе.

Радиально-упорный подшипниковый узел скольжения содержит корпус 1 с картером 2, в котором с зазором относительно вала 3 установлены крышки

4 и 5, охватывающие с торцов непод- 1$ вижный вкладыш 6, имеющий опорную .поверхность 7 и две упорные торцовые поверхности 8 и 9. На валу 3 закреплены с зазором относительно внутренней поверхности корпуса 1 контакти-Щ рующие с торцовыми поверхностями вкладыша 6 упорные кольца 10 и ll

На поверхности 9. вкладЫша 6, а также на внутренней торцовой поверхности упорного кольца 10, контактирую- щ щей с другой торцовой поверхностью

8 вкладыша 6, выполнены сквозные радиальные канавки 12 и 13. На наружных торцовых поверхностях 14 и 15 упорных колец 10 и 11 выполнены дополнительные радиальные канавки 16 и 17, открытые в сторону иэ наружных .боковых поверхностей 18 и 19. В,корпусе 1 выполнен канал 20, сообщающийся с картером 2 и с зазором 21 между корпусом 1 и упорным кольцом 10. Зазор

22 между валом 3 и крышкой 5 сообщается с картером 2. На валу 3 может быть укреплена опорная втулка 23 .

Устройство работает следующим образом. 40

При вращении вала 3 смазочная жидкость, находящаяся в картере 2; увлекается упорным кольцом 11 с выполненными в нем радиальными канавками 17, создавая под действием цент- робежного эффекта избыточное давление в полости вращения. Далее смазка поступает на опорную поверхность 7 через канавки 12 на упорной поверхности .9 вкладыша 6. Пройдя зазор между опорной втулкой 23 и.вкладышем

6, жидкость увлекается упорным кольgoM 10 с расположенными на упорной поверхности канавками 13 и создает в полости 21 избыточное давление. Канавки 16 на наружной торцовой поверх- ности 14 упорного кольца 10 создают давление, уравновешивающее перепад полученный с помощ ю канавок 17 и 13

Давление в полости 21 обеспечивает возврат смазочной жидкости в картер

2. Крышки 4 и 5 ограничивают полости вращения упорных колец 10 и 11. Канавки 17 и 13 создают необходимый перепад давления для циркуляции смазки через подшипник. Канавки 12 и 13 обеспечивают проток смазки в случае перекрывания торцовых зазоров в упорном подшипнике под действием осевых сил, Форма сечений канавок 12,13, 16 и 17 и их количество выбирается конструктивно из условия обеспечения необходимого расхода смезки по рабочим поверхностям. Радиальная протяженность канавок 12, 13, 16 и 17, кроме ,roro должна исключать утечку смазки из контурна через крышку 4.

Подшипниковый узел отличается компактностью, повышенной надежностью, не требует специальной системы обеспечения смазкой.

Формула изобретения

Радиально-упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с каналом, сообщающимся с картером, и установленными с зазором относительно вала крышками, охватывающими с торцов неподвижный вкладыш, имеющий опорную поверхность н две упорные торцовые поверхности, на одной иэ которых выполнены сквозные радиальные канавки, а также закрепленные на валу с зазором относительно внутренней поверхности корпуса и размещенные по обе стороны вкладыша контактирующие с ним упорные кольца, на внутренней торцовой поверхности одного иэ которых выполнены сквозные радиальные канавки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения принудительной циркуляции|смазки по трущимся поверхностям, на наружных торцовых поверхностях упорных колец выполнены дополнительные радиальные канавки, открытые в сторону иэ наружных боковых поверхностей, канал в корпусе выполнен сообщающимся с зазором между корпусом и упорнйм кольцом с радиаль:нымй канавками на внутренней торцовой поверхности,при этом последнее расположено со стороны второй упорной тор-. цовой поверхности вклащиша, крышки установлены с зазором относительно наружных торцовых поверхностей упорных колец, а зазор между,по крайней мерЕ, одной крышкой и валом сообщен с картером.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Орлов Н. И. Основы конструирова ния. М., Машиностроение, 1972, жф. 2, с. 384-387, рис. 415, 417.

796501 составитель И. Крылова

Техред С.Мигунова Корректор С. Потомак

Редактор М. Кузнецова

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9745/49 Тираж 869 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,. Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5