Способ определения суммарного пятнаконтакта зубьев зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соаетскмк

Соцмалмстмческми

Республик и 796641 (6l ) Дополнительное к авт. свкд-ву (22) Заявлено 08.02.79 (21) 2722000/25-28 (5! )М. Кл. с присоединением заявки ¹

С1 0l В 5/20

Гооударстввнный комитет (23) Приоритет ссср

Опубликовано <5.0>.8>. Бюллетень № 2

Дата опубликования опнсания 18.01.81 до делам изобретений н открытий (53) УДК 5д1. .717.2: 621. .833(088.8) (72) Авторы изобретения

Б. М. Кивенсон, Э. В. Рыжов, M 1 Кивенсоп и В. А. Павлов

Краматорскнй научно-исследовательский и проектнотехнологический институт матциностроения и Ново-Краматорский машиностроительный завод (71) Заявители (> 1) СНОСОВ OIIPEOÅËEÍÈß СУММАРНОГО IIHTIM

КОНТАКТА ЗУБЪЕВ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к контролю параметров изделия в машиностроении, а именно к контролю параметров зубчатых, колес.

Известен способ определения суммарного пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключаюшийся в том, что на рабочую поверхность зуба зубчатой передачи наносят тонкий слой краски, а на рабочей поверхности зуба парного колеса наблюдают отпечаток, полученный в результате контакта указанных зубьев зубчатой пары (1 ).

К недостаткам этого способа относится то, что нанесенный на зубья одного из парных колес тонкий слой краски приводит к тому, что краска плохо переносится на зубья другого парного колеса, а также искажаются в результате контакта истинные размеры действительного суммарного пятна контакта.

Наиболее близким к изобретению по технической сушности является способ определения суммарного пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключаюшийся в том, что очишают рабочие поверхности зубьев парных зубчатых колес передачи и обезжиривают их, после чего наносят на рабочие поверхности зубьев

5 вешество-информатор, врашают передачу при легком торможении, а после ее осгановки определяют положение и размеры пятна контакта. В качестве вешества10 информатора выбирают масло "МК в бензоловом растворе (2) .

Недостаток способа заключается в невозможности определения пятна контакта без искажения и сложности осу15 шествления способа, так как обнаружения тонкого слоя масла в зоне контакта необходимо зону осветить ультрафиолетовыми лучами.

Цель изобретения — повышение точности.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве вешества-информатора используют два химически активных по отношению друг к другу соединения, каж796643 дое из которых наносят HA поверхность зубьев соответствующего колеса передачи.

Кроме того, в качестве химически активных соединений применяют хлорид кобальта СрИ> и воду Н20. °

Способ осуществляется следуюгдим образом.

Тщательно очищают и обезжиривают зубья парных зубчатых колес передачи.

На рабочие поверхности зубьев одного из колес передачи наносят тонким слоем вещество-информатор. например хлорид кобальта СоС . Хпорид кобальта в безводном состоянии имеет синий цвет, а его водный раствор СоС8 " 6Н О вЂ” розовый цвет.

После испарения влаги на зубьях колеса остается тончайший слой хлорида кобальта синего цвета. Затем наносят на рабочие поверхности зубьев парного колеса тонкий слой воды (при помощи влажного тампона) и вращают передачу, При этом на участках контакта зубьев . протекает химическая реакция с образованием СОС 6! 0 розового цвета, после чего останавливают передачу и определяют размеры и положение суммарного пятна контакта зубьев.

Повышение точности способа обеспечивается благодаря возможности нанесения тончайших слоев водного раствора хлорида кобальта и воды на рабочие поверхности соответствующих зубьев парных зубчатых колес, а также в связи с легкостью обнаружения яркоскрашен ного розового пя тна конта к та на синем фон е.

Использование данного вашества-информатора при контроле зуб гатых передач редукторов значителвно повышает точность по нормам контакта зубья.

Формула изобретения

1. Способ определения суммарного

1О пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающийся в том, что о пппщот рабочие поверхности зубьев парных зубчатых колес передачи и обез>киривают их, после чего наносят на рабочие поверхности зубьев вещество-информатор, вращают передачу при легком ToðìoæåHJø, а после ее остановки определяют положение и размеры пятна контакта, о т л ичающи йс я тем, что,с целью по< р вышения точности, B качестве вешестг яинформатора используют два химически активных по отношению друг к другу соединения, каждое из которых наносят па поверхность зубьев соотг етствуюшего колеса передачи, 2. Способ по и. 1, о т /1 и t !3 ю ш и и с я тем, что, в качестве хпмически активных соединений применяют хлорид кобальта СоСР< и воду I1.0. 0

Ис точ ники информ а цп и, принятые во внимание прп кап ртпзг

1. Марков А. Л. Измерение зубчатых колес. Л., Машгиз, l977, < . 135.

2. Калашников С. Н. Калаппщко» А. С.

Контроль производства конических зубчатых колес. М., Машгиз, 1976. с 82 — 90 (прототип) .

Составитель Л. Кениг

Редактор Л. Пчелинская ТехредМ.Табакович Корректор О. Ковпнская

Заказ 97 5 6/5 6 Тираж 653 Подписное

ВНИИ ПИ . Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, F, Ужгород, ул. Проектная, 4