Устройство для балансировки роторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОИ:КОМУ СВ ИТИЛЬСТЭУ (61) Дополнительное K bet. саид-ву (22) Заявлено 190379 (21) 2737853/25-28 с присоединением заявки Йв (23) Приоритет—
Опубликовано 15.0181.Ьюллетемь Н9 2
Дата опубликования описания 25 . 01. 81 (ss)м. кл.
G 01 M 1/32 мтет (53) УДК 620.1.05:
:531.24(088.8) (72) Автор изобретения
Э.A.Äîí
Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф.Э.Дэержинского (71) Заявитель 54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРОВ
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано для балансиговки роторов паровых и газовых турбин.
Известно устройство для балансировки роторов, содержащее механизм корректировки в виде закрепляемого на .ротсре диска с балансировочными камерами и компенсирующими массами в них, и узел подачи компенсирующих масс. Балан, сировочная камера выполнена с отверстиЪм, которое закрыто резьбовой пробкой для слива воды, конденсирующейся цз пара в камере. Для удаления компенсирующих масс балансировочных ка- ер ротор необходимо остановить (1)
Недостатком устройства является низкая производительность балансировки иэ-за необходимости останова ротора для удаления компенсирующих масс из балансировочной камеры.
Наиболее близким по технической сущности является устройство для) балансировки роторов, содержащее механизм корректировки в виде закрепляемого на роторе диска с балансировочными камерами и узел подачи компенсирующих масс 21 .
Недостатком устройства является низкая производительность балансировки из-эа необходимости останова ротора для удаления компенсирующих масс путем устранения резьбовой пробки, закрывающей выходное отверстие балансировочной камеры.
Цель изобретения — повышение производительности балансировки.
Поставленная цель достигается
10 тем, что устройство снабжено приемной камерой, охватывающей диск, н подпружиненной маятниковой заслонкой, шарнирно связанной с диском, балансировочная камера выполнена со сквозным пазом, в котором размещена под15 пружиненная маятниковая заслонка, а приемная камера расположена напротив балансировочных камер.
На фиг. 1 изображено устройство, осевой разрез; на фнг. 2 — сечение
20 А-A на фиг. 1.
Устройство содержит механизм корректировки, выполненный в виде диска
1, закрепляемого на роторе 2. В диске выполнены рабочие камеры 3, свя2з занные каналами 4 с балансировочными камерами 5 со сквозным окном, на входе которых установлены обратные пружинные клапаны б. В балансировочных камерах 5 установлены подпружи30 ненная маятниковая заслонка 7, ко796673 торая посредством оси 8 шарнирно связана с диском 1. Фиксация заслонки
7 в определенном положении обеспечивается шариковым фиксатором 9, попадающим в ответную лунку на поверхности диска 1, и упоров 10, выполненных на заслонке 7.
Устройство содержит также узел подачи 11 компенсирующих масс 12 с питателями 13.Напротив балансировочных камер 5 расположена приемная камера
14 с кольцевой выточкой 15.
Стенки рабочих камер 3 образованы двумя эксцентричными поверхностями (верхней и нижней), задней стенкой диска 5 и торцом узла 11, препятствующим выпаданию компенсирующих масс 12 5
Устройство работает следующим образом.
Компенсирующие массы порознь или одновременно подаются по питателям
13 в рабочие камеры 3, которые при- Щ жимеются центробежными силами к наружной эксцентричной поверхности и скатываются в зону наибольшего расстояния от оси вращения диска 1.
ДаЛее массы 12 проскакивают по каналам 4 в соответствующую балансировочную камеру 5. Обратный клапан 6 препятствует выпаданию масс 12 в рабочие камеры на невращающемся роторе2.
Маятниковая заслонка 7 в начале вращения ротора (беэ компенсирующих масс 12) под действием инерционных сил неизбежно сместится из среднего в одно из крайних положений в зависимости от направления вращения; в этот момент к инерционным силам добавится центробежная сила, вызываемая неодинаковым расстоянием центров тяжести левого и правого плеча маятника от оси вращения, в результате чего маятниковая заслонка 7 зафикси- 40 руется на упоре 10. Фиксатор 8 западет в лунку на поверхности диска 1 ) что воспрепятствует смещению маятника в другое крайнее положение при ашанове ротора 2, при этом балансировочная камера не раэгерметизируется. .Геометрическое положение упоров
10 выбрано из условия обеспечения устойчивого положения заслонки 7 при размещении определенного коли1 ества компенсирующих масс в одном э отсеков балансировочной камеры 5. тгри необходимости опорожнить одну из балансировочных камер 5,узел подачи
11 подает дополнительную компенсирующую массу .12 в соответствующую балансировочную камеру 5, из-эа чего нарушается устойчивость системы и заслонка 7 переместится в другое крайнее положение и эафиксируется в новом положении. Балансировочная камера откроется, компенсирующие массы 12 попадут в кольцевую выточку
15 приемной камеры 14.
В этой выточке все грузы под собственным весом скатятся в нижнюю точку, откуда по сбросному каналу попадут в бункер (на чертеже не показан),-опорожняемый во время одного иэ плановых остановов турбины.
После рассмотренного цикла работы устройство готово к повторной балансировке без останова. Маятниковая заслонка, встав на другой упор 10, обеспечит герметичность другого отсека. Подобные операции могут осуществляться поочередно или одновременно во всех балансировочных камерах.
Устройство для балансировки ротора, позволяет существенно расширить воэможности балансировки в сравнении с прототипом эа счет того, что повышается производительность балансировочного процесса, поскольку отпадает необходимость вывода из работы турбоустановки для опорожнения переполненных балансировочных камер при установке компенсирующих грузов.
Формула изобретения
Устройство для балансировки роторов, содержащее механизм корректировки в виде закрепляемого на роторе диска с балансировочными камерами и узел подачи компенсирующих масс, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности балансировки, оно снабжено приемной камерой, охватывающей диск, и подпружиненной маятниковой заслонкой, шарнирно связанной с диском, балансировочная камера выполнена со сквозным пазом, в котором размещена подпружиненная маятниковая заслонка, а приемная камера расположена напротив балансировочных камер.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 339820, кл. G 01 М 1/32, 1970.
2. Авторс ое свидетельство СССР
Р 556366, кл. G 01 M 1/32, 1975 (прототип).