Способ определения износа деталейагрегатов b эксплуатации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Севоз Советских
Са иалнстических
Республик .
К АВТОРСКОМУ СВ ВТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 301178 (21) 2689860/25-28
{я)м. к„.з
G 01 N 3/56 с присоединением заявки Йо
Госуяярствекиый коннтет
СССР по ямки н306РФтэнкй н открытнй (23) Приоритет—
Опубликовано 150181. Бюллетень ЙВ 2
Дата опубликования описания 150181
{53) УДК620.178. . 162 (088.8) (72) Авторы изобретения
В.А. Скоркин и Э.A. Кренц (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ АГРЕГАТОВ
В ЭЕСППУАТАЦИИ
Изобретение относится к измерених износа трущихся деталей машин и мо- . жет быть использовано при оценке из носа деталей агрегатов без их разборки.
Известен способ определения износа деталей машин, заключающийся в том, что исследуемую деталь снабжают вставкой "свидетелем" из материала, отличного от материала деталей, в про. © цессе эксплуатации измеряют содержание материала вставки в рабочей среде, а по полученным результатам судят об износе детали(1).
Недостатком известного способа яв- 15 .ляется его сложность, поскольку необходим периодический отбор рабочей среды и ее лабораторный анализ. Кроме того, установка в каждой детали вставки "свидетеля" сопровождается 20 созданием дополнительных концентра- торов напряжения.
Наиболее близок к предлагаемому изобретению по технической сущности способ определения износа деталей 25 агрегатов в эксплуатации, заключающийся в том, что на выходе рабочей среды иэ зоны трения под определенным углом атаки устанавливают датчик износа иэ материала заданной твер- 30 дости и регистрируют износ датчика.
По величине износа датчика судят о величине износа деталей агрегата f2), Недостатком известного способа является то, что он не позволяет получить распределение износа между деталями агрегата, а также определить количество и размер частиц износа,,принадлежащих каждой из. деталей. Для решения этой задачи, как правило, грубо принимают некоторое соотношение между содержанием частиц износа каждой детали во всем объеме частиц износа, а это вносит субъективизм в оценку износа деталей агрегатов и не позволяет получить высокую достоверность результатов.
Цель изобретения — повышение достоверности определения вида и степени износа деталей агрегатов за счет установления количества и размера частиц износа, принадлежащих каждой детали агрегата.
Поставленная цель достигается тем, что в месте установки первого датчика устанавливают дополнительно несколько датчиков износа из материалов, различных по твердости, а о виде и степени износа деталей агрегата су796731
Формула изобретения
Составитель М.Семенов
Р цактор Л.Пчелинская Техред T. Маточка Корректор Н.Швыдкая
Заказ 9762/61 Тираж 916 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, iK-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 дят по абсолютной величине износа каждого датчика и соотношению этих величии за один и тот же период времени.
Кроме того, в качестве материалов датчиков износа используют резистивные материалы, а о величине износа датчиков судят по изменению их электросопротивления.
Способ осуществляется следующим образом.
Иа- внутренней поверхности выходной tg магистрали систеьы смазки агрегата, например двигателя, устанавливают датчики износа, выполненные, например, из резистивных материалов, различных по твердости. В процессе ,эксплуатации агрегата записывают изменение размеров (износ) датчиков.
Для резистивных датчиков износ определяют по изменению электросопротивления. Анализируя изменение износа каждого из датчиков в процессе эксп- 20 луатации,а также соотношение износа различных датчиков за один и тот же промежуток времени, определяют количество частиц износа в смазке, их твердость, а следовательно, и принадлежность той или иной детали. . Анализ результатов измерения износа датчиков основан на наличии зависимости интенсивности изнашивания(0 ) датчика от твердости материала датчика (H ), твердости (Н ), величины m частиц износа деталей и количества (Xp„ ) частиц износа каждой дет али агрегата.
Решая систему уравнений вида
ДЧ1 = (НЧ,H,„Ô, Еи1), полученных для каждого датчика, определяют исковые величины.
1. Способ определения износа деталей агрегатов в эксплуатации, заключающийся в том, что на выходе рабочей среды из зоны трения под определенным углом атаки устанавливают датчик износа из материала заданной твердости и регистрируют износ датчика,отличающийся тем,что, с целью повышения достоверности определения вида и степени износа деталей агрегатов, в месте установки первого датчика устанавливают дополнительно несколько датчиков износа из материалов, различных по твердости, а о виде и степени износа деталей агрегата судят пб абсолютной величине износа каждого датчика и соотношению этих величин за один и тот же период времени.
2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что в качестве материалов датчиков износа используют резистивные материалы, а о величине износа датчиков судят по изменению их электросопротивления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 559174, кл. G 01 N 33/30, 1976.
2. Трение, из нашив ание и смаз ка.
Справочник, книга 1, М., "Машиностроение", 1978, с. 328 (прототип).