Способ автоматического контролятехнического состояния двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сеюэ Советсмих
Социалистических
Республик
ОНИ о11796732
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 16,0279 (21) 2728060/25-28 с присоединением эаявкн Ио— (23) Приоритет—
{51)М. Хл.З
G 01 N 3/56
Государствеииый комитет
СССР яо делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.0181. Бюллетень ЙЯ 2 (53) УДК 621.89 (088.8) Дата опубликования описания 15.01.81 (72) Авторы нэобретення
B.И. Ямпольский и С.В. Блохин
Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации "ГосНИИЭРАТГА" (71) Заявитель (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к методам контроля технического состояния узлов трения.
Известен способ автоматического контроля технического состояния двигателя, заключающийся в измерении величины постоянного тока между электродами, размещенными в трубопроводе системы смазки (11.
Недостатком известного способа является применение постоянного тока, что приводит к загрязнению электродов статически з аряженнымн частицами шлака и т.п. Кроме того, в этом способе при коротком замыкании измерительной цепи может происходить ложное срабатывание, а прн обрыве— потеря работоспособности без образования сигнала.
Цель изобретения — повышение надежности контроля износа.
Поставленная цель достигается тем, что питание измерительной цепи осу- 25 ществляют переменным током, а о техническом состоянии двигателя судят по величине однополярной составляющей тока, детектируемого непосредственно ,у электродов. 30
На чертеже представлена блок-схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Устройство содержит блок 1 контактных пластин, диод 2, источник 3 переменного тока, резистор 4, двухпозиционное реле 5, сигнальную лампу 6, лампу 7 отказа системы контроля, коммутирующее звено 8 и показыванищий прибор 9.
Устройство работает следующим образом.
При эксплуатации двигателя в измерительной цепи протекает детектированный диодом 2 ток в форме однополярных полупериодов, что обусловлено блоком 1. Величина тока является промежуточной между порогами реле 5, которое не срабатывает при этом токе. Появление больших частиц износа приводит к попаданию их между пластинами блока 1. Частицы заьыкают цепь, что приводит к резкому возрастанию величины однополярного полупериода тока, к срабатыванию реле 5 по верхнему пре-. делу и включению сигнальной лампы 6, показывающей, что двигатель имеет неисправность. При обрыве или коротком замыкании измерительной цепи вне блока 1 и диода 2 однополярная
° ф, у Ф «МФЮ
3,. . 796732.- Составитель Н.Кудрявцев
Редактор Л.Пчелинская Техред N. Рейвес Корректор С.Шекмар
Заказ 9762/61 Тираж 916 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 составляющая тока будет практически равна нулю. Поэтому реле 5 сработает по нижнему пределу и произойдет включение лампы 7, показывающей на тo, что система контроля отказала.
Если двигатель не работает, то параллельно резистору 4 при помощи коммутирующего звена 8 подключают показывающий прибор 9, по которому определяют величину однополярной составляющей тока в измерительной цепи.
Таким образом, повышение надежности работы систеььт контроля в предложенном способе сопровождается снижением трудоемкости обслуживания двигателей и повышением безопасности обслуживания. Изобретение может най,ти применейие при контроле состояния двчгателей без их разборки.
Формула изобретения
Способ автоматического контроля технического состояния двигателя, заключающийся в измерении тока между электродами, размещенными в Тру6о проводе системй смазки О T л и ч cLющи и с я тем, что, с цельюповышения надежности контроля, питание измерительной цепи осуществляют переменным током, а о техническом состоянии двигателя судят по величине однопопярной составлякщей тока, детектируемого непосредственно у электродов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
15 1. Авторское свидетельство СССР
Р 533797 кл. F 16 N 29/00, 1975 (прототип).