Узел трения для испытания материаловна износ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Саювтскнк

Сецналнстнчвскнк

Рвспублнк

<>796733

К АВТОРСКОМУ СВ ИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву—

{22) Заявлено 110379 (2l) 2735939/25-28 с присоединением заявкм М— (23) Приоритет—

Опубликовано15.0181. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 150181 (51)М. Кл з

G 01 N 3/56

Государственный комятет

СССР во дмам мзобретений н открытий (53) УДК 620.178 ..

;162(088.8) (72) Автор изобретения

В. A. Стадник (7f) Заявитель (54 ) УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ MATEPHAJIOB HA ИЗНОС

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ.

Известен узел трения для испытания материалов на износ, содержащий прижатые друг к.другу ведущий и ведомый ролики t1).

Недостатком известного узла трения является то, что он не позволяет испытывать одновременно несколько различных по маркам материалов образцов при одних и тех же условиях на контакте, что делает трудоемкими испытания изготовляемых из различных материалов пар трения. Кроме того, известный 15 узел трения обладает недостаточной точностью при испытаниях материалов .на износ.

Цель изобретения — ускорение и повышение точности испытаний различных 2О материалов.

Поставленная цель достигается тем, что ведомый ролик выполнен в виде нескольких дисков с лысками на их цилиндрической поверхности, изготов- 25 ленных иэ различных материалов и соединенных друг с другом торцами таким образом, что цилиндрические участки поверхности дисков частично перекрывают друг друга по дуге. Кроме того, 30 ведущий ролик может быть выполнен в виде дисков одинакового диаметра изготовленных из различных материалов и соединенных друг с другом торцами, количество дисков равно количеству дисков ведоьюго ролика, а толщины соответствующих дисков ведущего и ведомого роликов равны.

На фиг. 1 изображен узел трения; на фиг. 2 - разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант выполнения узла трения; на фиг. 4-7 - варианты выполнения лысок на дисках.

Узел трения состоит из двух роликов — ведущего 1 и ведомого 2. Ведущий ролик 1 представляет собой цилиндрический диск с центральным отверстием и параллельными торцами, закрепленный с помощью шайбы и гайки на ведущем валу.

Ведомый ролик выполнен иэ набора дисков, например 3,4 и 5, изготовленных из испытуемых материалов различных марок. Эти диски снабжены лысками (диск 3 — лысками 6-8, диск 4 лысками 9-11 и диск 5 — лысками

12-14). Диски 3-5 закреплены на центрирующей втулке 15 с помощью шпонки

16 или любым другим способом и раэ;вернуты друг относительно друга та79-6733: ким образом, что цилиндрические участ .ки их, расположенные в пределах углов «К„, « и с(, частично перекрывают друг друга по дуге на участках С, Число закрепленных дисков на втулке 15 определяется количеством марок испытуемых материалов, а соотношение углов < « °, : . „ соответствующих их цилиндрическим участкам,— желаемой длиной рабочей дорожки, на которой происходит износ.

Количество лысок на каждом из дис- ков, а также их взаимное расположение определяется таким обРазом, чтобы обеспечить закрепление диска на центрирующей втулке и условие частичного перекрытия цилиндрических участков на участке С. Форма лысок может быть произвольной. ведомый ролик закреплен на вращающемся валу при помощи шайбы 17 и гайки 18. При этом диски 3,4 и 5, щ центрируясь. на втулке по диаметру а, прижимаются к бурту центрирующей втулки, обеспечивая их неподвижность .в осевом направлении.

Кроме того, ведущий ролик 1 может быть выполнен из набора дисков одинакового диаметра, изготовленных из разных материалов и равных по количеству числу дисков ведомого ролика (фиг. 3). При этом ширина каждого диска В должна быть равна шири- З0 не Я соответствующих дисков ведомого ролика, находящихся с ним в контакте, а осевое перекрытие рабочих дорожек ведущего и ведомого роликов обеспечивается эа счет уменьшения 35 ширины рабочей дорожки дисков ведомого ролика, например, эа счет фасок или проточкой уступов с обеих сторон каждого диска.

Испытания осуществляются следую- gg щим образом.

При испытании ведомый ролик 2 поджимается с определенным усилием к ведущему ролику 1 и оба ролика приводятся во вращение.

За один оборот ролика в контакт с цилиндрическим роликом 1 последовательно вступают цилиндрические участки дисков 3,4 и 5, выполненные иэ различных материалов. Причем каждый иэ цилиндрических участков дисков 3,4 и 5 за счет их осевого смещения на ширину диска имеет свою собственную беговую дорожку на ролике 1, с которой он „контактирует.наличие некоторого перекрытия между цилиндрическими участками дисков исключает удар при выходе и входе в контакт с роликом 1 рядом расположенных дисков.

Формула изобретения

1. Узел трения для испытания материалов на износ, содержащий прижатые друг к другу ведущий и ведомый ролики, отличающийся тем, что, с целью ускорения и повышения точности испытаний различных материалов, ведомый ролик выполнен в виде нескольких дисков с лысками на их цилиндрической поверхности, изготовленных из различных материалов и соединенных друг с другом торцами таким образом, что цилиндрические участки поверхности дисков частично перекрывают друг друга по дуге.

2. Узел трения по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что ведущий ролик выполнен в виде дисков одинакового диаметра, изготовленных из различных материалов и соединенных друг с дру"

roM торцами, количество дисков равно количеству дисков ведомого ролика, а толщины соответствующих дисков ведущего и ведомого роликов равны.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 124186, кл. G 01 и 3/56, 1959 (прототип).