Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОУСВОМ3 СВИ ОВЛЬСТВУ

Сеюз Севетсвии

Сециаанстичесмни

Ресауелнк о1796900 (63) Дополнительное к авт. еаид-ву (22} Заявлено 210279 (2т) 2728409/18-24 с присоединением заявки йо (23) Приоритет

Опубликовано 150181, Бюллетень И 2

Дата опубликования описания 150131 (51) М. Кл.з

G 09 В 7/02

Государственный комитет

СССР оо дмам изобретений и открытий (53) УДК б81.З. .071(088.8) (72) Авторы изобретения

В.К. Александров и В.И. Зубко

I(-I (71) Заявитель (54) ОБУЧАКЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Иэобретенйе относится к техиИЧес ким средствам обучения и может 6Ю, ь использовано для индивидуального и коллективного обучения в различных учебных заведениях.

В процессе обучения таких дис циплин, как службы связи, правила, дорожного движения и др. используется большое количество фактографичеС кой информации, причем важным условй" ем ее использования является необхо димость осуществления быстрого и Га" рантированного поиска и ее предъявления.

Для удобства трльзоЬания инфораеа-: И ция наносится на непрерывный носи тель (фильм), разбивается иа зоны, каждая из которых снабжается трЕНС портной меткой. На концах Фильме ЮВ" ются рекорды, используемые для за 39 правки носителя информации в устрой-: ство.

Известны обучающие устройства,ис", пользующие непрерывный носитель ин" формации (например фотопленку) и co- N держащие механизм перемещения носителя, фотосчитывающий преобразователь, блок предъявления информации, пульт управления, блок управления режимом работы (1) и (2). 36

Эти устройства имеют ограниченную надежность в работе.

Наиболее бЛиэким к изобретению является обучающее устройство, содержащее блок записи текущего адреса, регистр адреса требуемого положения но" сителя информации, реверсивный счетчик, блок сравнения, .пульт дистан ционного управления, два блока совпадения, блок управления, Формирователь управляияцих сигналов, Фотосчитывающий преобразователь, блок предъявления информации и блок перемещения носителя информации,(3 ).

Однако данное устройство затрудняет его использование в процессе обучения в режиме ручного поиска и предъявления информации по командам с пульта дистанционного управления, так как возможны срывы пленки с одной из бобин при поиске информации вблизи концов Фильма (крайних кадров). Для продолжения учебного процесса требуется заправка пленки в

Фильмовой канал, что затрудняет удобство пользования устройством.

Цель изобретения — повышение на,дежности устройства, что улучшает . удобство пользования устройством и

796900: повышает эффективность учебного процесса.

Указанная цель достигается тем, .что в известное устройство, содержащее блок ввода кодов адреса, подключенный к реверсивному счетчику,соединенному с Формирователем управляющих сигналов и с первым входом блока сравнения, второй вход которого через регистр адреса подключен к пер- 1О вым входам устройства, а выходы — не-. посредственно к первым входам перво1 го блока совпадения, вторые входы которого соединены со вторым входом устройства, выходы первого блока сов 1 падения соединены с формирователем управляющих сигналов,а третьи входы,с блоком управления,поцключенным ко второму входу устройства, блоку предъявления информации, Формирователю управляющих сигналов,первым входом второго блока совпадения и. Фотоэлектрическому преобразователю, соединенному со вто-.. рым входом . второго блока совпадения, третьи входы которого подключе- 25 ны к пульту дистанционного управления, а выходы — к формирователю управляющих сигналов, соединенному с блоком перемещения носителя информации, введен блок Фиксации окончания Зи учебной информации, подключенный к формирователю управляющих сигналов, реверсивному счетчику и Фотоэлектрическому преобразователю и содержащий элементы И, ИЛИ и задержки, триггеры, реле времени и индикатор, подключенный к выходам триггеров группы, первые входы которых соединены через соответствующие элементы И первой группы с первыми входами блока, а вторые входы — с выходом первого эле- мента И, соединенным с первым входом первого триггера, первый выход которого подключен к первому входу перво" го элемента И, второй выход — с первыми входами элементов; И второй группы, выходы которых через после" довательно включенные первый элемент

ИЛИ, элемент задержки, второй триггер, второй элемент И и реле времени соединены со вторым входом перво- уо го триггера, входами элементов И первой группы и первым выходом бло.ка, первый вход второго триггера под° ключен ко второму входу блока, второй вход — к выходу первого элемента ИЛИ, вход второго элемента И через второй элемент ИЛИ соединен с первы" ми входами блока, второй вход первого элемента И подключен к третьему входу блока, со .диненному со вторым входом одного :з элементов И второй ФО группы, выход которого подключен ко второму выходу блока, второй вход другого элемента И второй группы через третий элемент ИЛИ соединен с четвертыми .входами блока. Ы

На Фиг. 1 схематически изображено обучающее устройство; на фиг.2 временная диаграмма работы элементов по выработке команды на остановку электродвигателя.

Устройство (фиг. 1) содержит блок

1 ввода кодов адреса, регистр 2 адреса, реверсивный счетчик 3, пульт 4 дистанционного управления, узел 5 ,задании режимов работы, блок 6 chai нения, узел 7 ввода программы обучения, элементы И 8-15, формирователь 16 управляющих сигналов, узел 17, управления, Фотоэлектрический преобразователь 18, электродвигатель 19, блок 20 предъявления информации,элементы ИЛИ 21-24, триггеры 25 и 26, элемент- И 27, блок 28 управления, включающий узлы 5 и 7, блок 29 неремещения носителя информации, первый блок 30 совпадения, второй блок 31 совпадения, элемент Н 32, элемент

33 задержки, триггер 34, элемейт И

35, реле 36 времени, элемент И 37, триггер 38, элемент ИЛИ 39 и 40, элементы И 41-43, тригге 44 и 45,индикатор 46, элемент ИЛИ 47, блок 48 фиксации окончания учебной информаЦИ И °

Обучающее устройство информационного тина вяжет работать в следующих режимак поиска и предъявления учебной ивфофаации: автоматический поиск и предъявление информации по командаы е внешнего устройства, поиск и щюдъявление информации но заранее введеиной программе, ручной поиск и предъявление информации по командам с пульта. дистанционного управления.

Выбор соответствующего режима осуществляется с помощью узла 5. Во всех режимах работы найденная информация предъявляется иа экране блока

20, удобном для коллективного и индивидуального просмотра.

Все режимы работы могут использоваться как при индивидуальном,.так и при коллективном обучении.

При работе в режиме автоматического поиска и предъявления информации адреса требуемой информации и команды на ее поиск подаются с внешнего устройства (с ЭВМ или стационарного . пульта управления). Адрес положения

«требуемой информации на носителе записывается в регистр 2, в реверсивном счетчике 3 фиксируется адрес текущей информации по сигналам с преобразователя 18. Кроме того, адрес текущей информации может вводиться оператором с помощью блока 1. Осуществление записи текущего адреса информации до момента начала процесса обучения исключает необходимость ,в перемотке носителя информации на. начало, что уменьшает износ носителя информации и продлевает срок его службы.

796900

Адрес требуемой информации и адрес текущей информации соответственно с регистра 2 и счетчика 3 поступают в блок 6, который по результатам сравнения вырабатывает управляющие сигналы выбора направления перемещения носителя информации в прямом или обратном направлении и сигнал на остановку поиска.

Сигналы с выходов блока 6 посту" пают на входы соответствующих элементов И S, 9 и 10 для Формирования сигналов выбора направления перемещения носителя информации и предъявления информации по командам с внешнего устройства.

Если содержимое регистра 2 больше содержимого счетчика 3, то с выхода блока 6 на вход элемента И 8 выдается разрешающий сигнал, на втором вхо де которого действует разрешающий сигнал с узла 5. При поступлении на третий вход элемента И 8 сигнала с внешнего устройства на его выходе формируется сигнал выбора направления перемещения носителя информации в прямом направлении. Сигнал с выхода элемента И 8 поступает на вход формирователя 16, где через элемент

ИЛИ 21 поступает на единичный вход триггера 25. Этот сигнал переключает триггер 25, в результате чего на

его выходе формируется управляющий сигнал, поступающий на вход узла 17.

Этим сигналом электродвигатель 19 включается на перемещение носителя инФормации в прямом направлении.

ЕФли содержимое регистра 2 мень" ше содержимого счетчика 3, то с выхода блока 6 разрешающий сигнал поступает на вход элемента И 9, иа второй вход которого поступает Разрешающий сигнал с узла 5. По команде с внешнего устройства на выходе элемента И 9 формируется сигнал выбора направления перемещения носителя информации в обратном направлении, кото рый поступает в формирователь 16, где через элемент ИЛИ 22 поступает иа единичный вход триггера 26. Tpmrrep 26 переключается и на его выходе

Формируется управляющий сигнал, поступающий на вход узла 17. Под дейст" вием этого сигнала электродвигатель

19 включается на перемещение носите" ля информации в обратном направлении.

В процессе перемещения носителя, информации преобразователь 18 считывает транспортные метки, в результате чего на его выходе формируются сигналы, поступающие на. вход счетчика 3. Значение содержимого счетчика

3 изменяется, приближаясь к значению содержимого регистра 2. Направление изменения содержимого счетчика

3 (сложение или вычитание) определяемся сигналом, поступающим с Формирователя 16 на один из управляющих входов этого счетчика.

Если значение содержимого счетчика 3 станет равным значению содержимого регистра 2, с выхода блока 6 на вход элемента И 10 поступит сигнал. При наличии на втором входе элемента И 10 разрешающего сигнала с узла 5 на его выходе сформируется управляющий сигнал, который поступает на вход формирователя 16, где через элемент ИЛИ 24 этот сигнал поступает на нулевые входы триггеров

25 и 26. Под действием этого сигнала ранее включенный один из этих триггеров переключается в исходное сос-!

5 тояние>в результате чего управляющие сигналы с выхода формирователя 16 на. вход узла 17 выдаваться не будут..

Электродвигатель 19 выключается и с помощью блока 20 информация предъявЩ ляется на экране.

При работе в режиме поиска и предъявления информации по заранее введенной программе с выхода узла 5 на вход узла 7 подается разрешающий сигнал, а первоначальный запуск устройства осуществляется командой,поступающей с внешнего устройства. При дальнейшей работе устройства выходные управляющие сигналы на выходах узла 7 формируются под воздействием сигналов, ноступающих с преобразователя 18 и времяэадающих схем этого блока.

На выходе узла 7 согласно программе формируются сигналы включения электродвигателя 19 и сигнал управления предъявлением информации. Сигналы включения электродвигателя 19 и сигнал выключения поступают на входы формирователя 16, работа котоф© рого под действием этих сигналов,а также работа других блоков устройства аналогична работе в автоматическом режиме.

Предъявление информации блоком 2ф

4 Осуществляется по сигналам управления узла 7.

В режиме ручного поиска и предъявления информации с выходов пульта 1 подаются команды на включение электродвигателя 19 на перемещение носителя информации либо на один кадр вперед или назад, либо на непрерывное (ускоренное) перемещение носителя информации в направлении вперед или назад.

Выбор ручного режима поиска и предъявления информации осуществляется разрешающим сигналом, поступающим с выхода узла 5 на входы элементов

И 11-15. фф Если с пульта 4 поступает комайда на перемещение носителя информации на один кадр в прямом направлении, то сигнал выбора направления перемещения носителя информации Формиф5 руется на выходе элемента И 12.Этот

796900 сигнал поступает на вход формирователя 16, где через элемент ИЛИ 21 поступает на единичный вход триггера 25. При поступлении с пульта 4 команды на перемещение носителя информации на один кадр назад сигнал выбора направления перемещения носителя формируется на выходе элемента

И 13, который поступает, на вход формирователя 16, где через элемент

ИЛИ 22 поступает на единичный вход триггера 26.

В дальнейшем работа устройства осуществляется аналогично описанному °

Выключение электродвигателя 19

° и предъявление информации в данном случае осуществляется после считывания каждой транспортной метки. При этом сигнал с выхода преобразователя

18 поступает на вход элемента И 11, на выходе которого формируется сигнал, который поступает в формирователь 16 на схему выработки сигнала выключения электродвигателя в ручном режиме, состоящую из элемента

ИЛИ 23 и элемента И 27. Элемент ИЛИ

23 предназначен для выработки сигнала, который блокирует элемент И 27 на время. действия команд, поступающих с пульта 4 в режиме ручного поиска и предъявления информации на ускоренную перемотку носителя информации как в прямом направлении, так и в обратном. Элемент И 27 формирует сигнал выключения электродвигателя.

При поступлении с пульта 4 команд на шаговое перемещение носителя . информации с выхода элемента ИЛИ 23 на вход элемента И 27 поступает разрешающий сигнал. В этом случае при считывании первой (очередной) транспортной метки сигнал с выхода преобразователя 18 гоступает на вход элемента И. 11, на выходе которого формируется сигнал, поступающий на вход элемента И 27, для его опроса.Под действием опрашивающего сигнала на выходе элемента И 27 формируется сигнал выключения электродвигателя 19, который через элемент ИЛИ 24 поступает на нулевые входы триггеров 25 и 26. Ранее включенный триггер 25 или 26 устанавливается в исходное состояние и с электродвигателя 19 снимается сигнал включения.

Если с пульта 4 поступает команда на ускоренное перемещение носителя информации в прямом или в обратном направлении, то сигнал выбора. направления перемещения носителя информации формируется соответственно на выходе элемента И 14 либо на выходе элемента И 15. Этот сигнал поступает на вход формирователя 16, где через

° соответствующие элементы ИЛИ 21 и

22 запускает электродвигатель 19, а через элемент ИЛИ 23 блокирует элемент И 27. В течение действия этого сигнала осуществляется ускоренное перемещение носителя информации, так как сигнал выключателя электродвигателя 19 на выходе элемента И

27 формироваться не будет.

Остановка носителя информации (выключения электродвигателя) осуществляется после снятия команды на ускоренное перемещение носителя информации. В этом случае с выхода элемента ИЛИ 23 на вход элемента И

27 поступает разрешающий сигнал.Теперь при считывании первой (очередной) транспортной метки сигналом с выхода элемента И 11 запускается элемент И 27, на выходе которого фор15 мируется сигнал выключения электродвигателя 19.

Согласно описанному, в режиме ручного поиска и предъявления информации при перемещении носителя инфор;ф мации на один кадр или при ускоренном перемещении остановка электродвигателя 19 осуществляется после снятия команды с пульта 4 и прихода очередной транспортной метки. При отсутствии очередной транспортной метки (например при выходе на начало или конец фильма) команда íà остановку двигателя вырабатывается с помощью элементов И 32, 35, 37 и 41, ИЛИ 39, 40 и 49, триггеров 34 и 38, элемента 33 и реле 36.

В исходном состоянии с выхода плеча триггера 38 на входы схем И

32 и 41 поступает разрешающий сигнал, à с выхода плеча на вход схемы

И 37 — запрещающий сигнал. Вход элемента И 35 запрещен сигналом с выхода элемента ИЛИ 40. Входы элементов И 42 и 43 запрещены сигналами с соответствующих выходов тригге40 ров 25 и 26. Триггер 34 под действием сигнала с элемента ИЛИ 24 установлен в нулевое состояние.

При выдаче команды с пульта 4 иа продвижение носителя информации (на Q$ поиск), влево или вправо соответственно на выходе элементов ИЛИ 21 и

22 вырабатывается сигнал, который через элемент ИЛИ 39 поступает на вход элемента И 41, а при срабатывау@ нии триггера 25 или 26 подается разрешающий сигнал на входы элементов

И 42, 43 и через элемент ИЛИ 40 на вход элемента И 35. Сигнал с выхода элемента И 41 поступает через элемент 39 на вход триггера 34, подтверждая его нулевое состояние, и на вход элемента 33, запуская его.

Задержанный элементом 33 сигнал (время задержки меньше времени одного периода импульса транспортной

46 метки tg < t zN,) устанавливает триггер 34 s едйничное состояние. С выхода триггера 34 сигнал логической единицы поступает через элемент И

35 на запуск реле 36, время отработ4$ ки которого составляет более двух

796900

10 периодов импульсов транспортных меток (Т ь >I 2Титм) °

Очередной импульс транспортной метки с выхода преобразователя 18 через элемент И 32 поступает на вход реверсивного счетчика 3 и через элемент ИЛИ 39 на вход триггера 34,ус5 танавливая его в нулевое состояние, и на вход элемента 33 задержки. Запускающий сигнал реле 36 снимается и прекращается его отработка. Задер- О жанный элементом 33 сигнал вновь возвращает триггер 34 в единичное состояние, который запускает реле 36.

При поступлении очередных импульсов транспортных меток работа уст- ройства аналогична описанной. 15

При выходе носителя информации на качало или конец фильма импульсы очередных транспортных меток с фотосчитывающего преобразователя 18 на вход элемента И 32 поступать не бу-, ф дут, Схема реле 36 вырабатывает сигнал, который через элемент ИЛИ 24 возвращает триггер 34 в нулевое состояние, включает ранее включенный триггер 25 или 26 (снимается команда на включение электродвигателя 19), через разрешенный элемент И 42 или

43 включает соответственно триггер

44 или 45 (срабатывает транспарант индикатора 46 "начало" или "конец" фильма), переводит триггер 38 в состояние "1". Сигналы с выхода триггера 38 запретят входы элементов И 32 и 41 и разрешают вход элемента И 37.

При поступлении сигнала в формироь(жтель 16 с пульта 4 на передвижение носителя информации в обратном направлении включается электродвигатель 19 через соответствующие элементы 21, 22, 25, 26 и 17. Сигнал первой (очередной) транспортной метки ® с выхода преобразователя 18 проходит через разрешающий элемент И 37 на установочные входы триггеров 38, 44 и 45, устанавливая их в состояние

"0". На транспаранте индикатора 46 щ гаснет индикация "начало" или "конец" фильма, а с выхода триггера

38 на входы элементов И 32 и 41 поступает разрешающий сигнал. Сигнал первой транспортной метки не посту- ур пает на вход реверсивного счетчика

3, так как вход элемента И 32 запрещен сигналом с выхода триггера 38.Необходимость запрета записи в реверсивный счетчик 3 импульса первой транспортной метки обусловлена сохранением соответствия номера кадра носителя информации, находящегося в кадровом окне фильмового канала, с показаниями счетчика 3 ° Сигнал следующей транспортной метки через элемент И 32 поступает на запись в реверсивный счетчик 3, а через элемент

И 32 и ИЛИ 39 на нулевой вход триггера 34 и на вход элемента 33 задержки.

В дальнейшем работа устройства осуществляется аналогично описанному.

Введение новых блоков и дополнительных связей с известными блоками устройства позволяет повысить надежность работы устройства в режиме ручного поиска и предъявления информации, улучшить удобство пользования устройством и повысить эффективность учебного процесса.

Формула изобретения

1. Обучающее устройство, содержащее блок ввода кодов адреса, подключенный к реверсивному счетчику,соединенному с формирователем управляю щих сигналов и с первым входом блока сравнения, второй вход которого через регистр адреса подключен к пер"вым входам устройства, а выходы— непосредственно к первым входам первого блока совпадения, вторые входы которого соединены со вторым входом устройства, выходы первого блока совпадения соединены с формирователем управляющих сигналов, а третьи входы — с блоком управления, подключенным ко второму входу устройства, блоку предъявления информации, к

Формирователю управляющих сигналов, первым входам второго блока совпадения и фотоэлектрическому преобразо-. вателю, соединенному со вторым входом второго блока совпадения, третьи входы которого подКлючены к пульту дистанционного управления, а выходы — к формирователю управляющих сигналов, соединенному с блоком переме" щения носителя информации, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, оно содержит блок фиксации окончания учебной информации, подключенный к формирователю управляющих сигналов, реверсивному счетчику и фотоэлектри" ческому преобразователю.

2- Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем блок фиксации окончания учебной информации содержит элементы И, ИЛИ и задержки, триггеры, реле времени и индикатор, подключенный к выходам триггеров группы, первые входы которых соединены через соответствующие элементы И первой группы с первыми входами блока, а вторые входы — с выходом первого элемента И, соединенным с первым входом первого триггера, первый выход которого подключен к первому входу первого элемента И, второй выход — c ïåðâûìè входами элементов И второй группы, выходы которых через последовательно включенные первый элемент ИЛИ, элемент задержки, второй триггер, второй элемент И и оеле времени соединены

796900 со вторым входом первого триггера, входами элементов И первой группы и первым выходом блока, первый вход второго триггера подключен ко второму входу блока, второй вход — к выходу первого элемента ИЛИ, вход второго элемента И через второй элемент ИЛИ соединен с первыми .входами блока,. второй вход первого элемента

И подключен к третьему входу блока, соединенному со вторым входом одного из элементов И второй группы,выход которого подключен ко второму выходу блока, второй вход другого элемента И второй группы через тре-. тий элемент ИЛИ соединен с четвертыми входами блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3458766, кл. 318-18, опублик. 1972.

2. Патент США Р 3458786, кл. 318-18, опублик. 1972.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 25846649/18-24, кл. G 09 8 7/02, 1978 (прототип).

79690D

Ц ф ъ (с к чь ф 4 с

Составитель A. карлов

Редактор N. Петрова Техред T-Маточка Корректор О Ховинская

Заказ 9776/69 Тираж 493 Подписное

BHNNIIN Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раутаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4