Устройство для оценки ответов обу-чаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сеез Сеаетскнк

Сецналнстнческнв

Республнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТФЛЬСТВУ (1)796902 (6t) Дололнителмюе к ает. сеид-«у (22) Заявлено 210279 (21) 2731330/18-24 (я)м, к„.з с присоединением заявки Ио

G 09 В 7/02

Государственный комнтет

СССР ло делам нзобретеннй н открмтнй (23) Приоритет (53) УДК а81.3. .071(088.8) Опубликовано 15.01.81. Бюллетень 89 2

Дата опубликования описания 150181 (72) Авторы изобретения

Н.И. Кудряшов и A.Þ. Чижов (11) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автомати-. ке и вычислительной технике, в частности к устройствам для контроли знаний и обучения, и может быть. Использовано для контроля обученносТи радиотелеграфистов.

Известно устройство, содержащее блок ввода и ответа, узел памяти, схему совпадения, блок. оценок, ограничитель неверных ответов и блок вы" дачи информации (1).

Известно также устройство, содер» жащее блок ввода ответов, блок анализа ответов, блок формирования вопросов, счетчик оценок, регистратор оценок, вычислитель, счетчик вопросов и блок сравнения вопросов (2 .

Известные устройства исключают возможность подбора правильных ответов н дают возможность получить более объективную оценку знаний, ио не позволяют определить причину оши« бок, допускаемых обучаемым.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство, содержащее блок анализа, соединенный с выходами дешифраторов кодов задания и вопросов, индикатор оценки, а также формирователь ковф» фгциентов сложности вопросов, под"ключенный к счетчику, дешифратор ко1дов сложности вопросов и блок адап тивного формирования оценки (3).

Однако данное устройство не позволяет определить причину ошибок,допустимык учащимися, что приводит к снижению .качества и эффективности обучения, а также контроля обученности, в частности специальности ра® диотелеграфистов.

Цель изобретения - поввнаение точ" ности устройства, что повьваает качество и эффективность при обучении, например радиотелеграфистов, за счет

15 определения причин ошибок при отвеT cd °

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок сравнения ответов, входы которого

39 подключены к выходам дешифраторов кодов вопроса и ответа, а выход - к блоку предъявления учебной информации, введены группа элементов ИЛИ и группа блоков позлементного анали3$ за ошибок, входы которых соединены с выходами дешифраторов кодов вопроса и ответа, а выходы — с соответствуиицими входами элементов ИЛИ группы, выходы которых подключены к бло3© ку предъявления учебной информации, 3. причем блок.поэлементного анализа ошибок .содержит группу элементов ИЛИ и группу элементов И, выходы которых подключены к выходам блока, .первые входы — ко входу сигналов вопроса-блока, а вторые входы — к выходам соответствующих элементов ИЛИ группы, входы которых подключены ко входам сигналов ответа блока.

79б902 соответствующим выходам блоков 7,а выходы - ко входам блока б, на транспарантах которого отображается причина ошибки (на схеме не показаны).

Рассматриваемое устройство работает следующим образом.

Обучаемому предъявляют элементы знака кода Морзе, например с трансмиттера, посредством звукового или

При приеме на слух или визуально знака (знаков) кода Морзе учащимся

<могут быть допущены ошибки, причинами которых являются пропуск элементов, неправильный прием отдельных элементов знака или добавление лишних элементов. Путем кластерного анализа кода Морзе можно построить графы ошибок для каждого знака, с помощью которых легко определить причины неправильного приема (или ответа).

Например, если учащемуся был предъявлен знак "К", а он вводит ответ, что принял знак "У", то, как это следует из графы ошибок для зна ка "К", причиной ошибки является неправильный прием первого элемента знака "K"; если же принят знак "А", то причиной ошибки является пропуск первого элемента знака "К" и т.д.

На фиг. 1 изображена структурная электрическая схема устройства, на фиг. 2 — пример граф ошибок для знака "K" кода Морзе.

Устройство для оценки ответов обучаемых содержит дешифратор 1 кода вопроса (элементов знака кода Морзе, предъявляемого обучаемому),дешифратор 2 кода ответа, блок 3 сравнения ответов, выполненный на двух" входовых элементах И 4 -4> (где и число разных знаков, вводимых в дешифратор 1, для кода Морзе n = 32), входы которых подключены к идентичным, то есть соответствующим одному и тому же знаку, выходам дешифраторов 1 и 2, а выходы через элемент

ИЛИ 5 — ко входу блока б предъявления учебной информации, группу блоков 7 поэлементного анализа ошибок, содержащих последовательно соединенные элементы ИЛИ 8 -8в1, (где m - -число анализируемых причин ошибок, в данном случае а 3) и И 94 -9ш, при чем входы элементов ИЛИ 8„ -8 соединены с выходами дешифратора 2, кото" рые соответствуют ответам (знакам), рассчитанным по графам ошибок для знаков кода Морзе, а управлякиЦие входы элементов И 9„ -9„„ соединены вместе и подключены к выходу данного вопроса (знака) дешифратора 1, блок 10 выделения однотипных ошибок, выполненный на элементах ИЛИ 11<-11 при этом входы каждого элемента ИЛИ

11„ -11» сгруппированные по характер. ным причинам ошибок, подключены к светового раздражителя, которые подают на вход дешифратора 1, например знак К. При этом на выходе дешиф ратора 1 соответствующий знаку К появится сигнал, который поступит на управляющие входы элемента И 4 бло1 ка 3 и элементов И 9 -9„„ блока 7

Приняв знак, учащийся, например, с помощью ключа или клавиатуры вводит этот знак в дешифратор 2.

При правильном ответе на к-ом выходе дешифратора 2 соответствующий

20 введенному учащимся знаку К появится сигнал, который поступает но, вход элемента И 4, соответствующий знаку К, а с выхода элемента И 4„ через элемент ИЛИ 5 — в блок б,на д одном из транспарантов которого (на схеме не показан) отобразится информация о правильном приеме.

Если учащийся ошибочно принял дру" гой знак вместо заданного ему за

З ) счет пропуска или добавления элементов знака, неправильного приема и т.п.,причем причина ошибки объясняется с помощью граф ошибок, например, вместо знака К принял А, то сигнал с выхода дешифратора 2 поступит на все элементы ИЛИ 8А блоков 7, которые соединены с A выходом дешифратора 2 в соответствии с графами ошибок для всех знаков. С выходов элементов 8А сигнал поступит на вторые

4Î входы элементов 9 -9„„ всех блоков

7., Ho так как только на управляющие входы элементов И 91 -9,„ блока 7, подан сигнал (на других элементах И

9 -9 „ сигнал отсутствует), то на выходе элемента И 9 блока 7к появится сигнал, который через один из элементов HTIH 1+ -11,„блока 10, соответствующий данной ошибке, поступит в блок б. В блоке б высвечивает р ся транспарант (на схеме не показан), отображающий причину ошибки.

Применение предлагаемого устройства при обучении приему радиотелеграфных сигналов позволяет повысить эффективность и качество обучения, так как учащийся знает причину допускаемых им ошибок, а обучающий на основании анализа причин ошибок имеет возможность изменять (корректировать) методику обучения. При

Щ этом сокращается время на обучение, а уровень обученности повышается.

Устройство может применяться и в других случаях оценки знаний учащихся, когда можно построить графы ошибок.

796902 формула изобретения

1. Устройство для оценки ответов обучаемых, содержащее блок сравнения, ответов, входы которого подключены к выходам дешифраторов кодов вопроса и ответа, а выход — к блоку предъявления учебной инФормации, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройстаа, оно содержит группу элементов

ИЛЙ и группу блоков поэлементного анализа ошибок, входы которых соединены с выходами .дешифраторов кодов вопроса и ответа, а выходы - с соответствующими входами элементов ИЛИ группы, выходы которых подключены к блоку предъявления учебной информации.

2. Устройство по п. 1, о т л и:ч а ю щ е е с я тем, что s нем блок поэлементного анализа ошибок содержит группу элементов ИЛИ и- группу элементов И, выходы которых подключе ны к выходам блока, первые входы— ко входу сигналов вопроса блока, а вторые входы — к выходам соответст вувлцих элементов ИЛИ группы, входы которых подключены ко входам сигналов ответа блока.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 430431, кл. G 09 В 7/00, 1975 °

2. Авторское свидетельство СССР В 514323, кл. G 09 В 7/02, 1977.

3. Авторское свидетельство СССР

9 516091, кл. С 09 В 7/02, 1977 (про тотип).

796902

Lw

Фиг.2

Составитель A. Карлов

Редактор М. Петрова Техред Н.Барадулинй: Корректор В. Сийййкая

Заказ 9776/69. Тираж 493 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5

Филиал ЛПП "Патент", г. УжгорОд, ул. Проектная, 4