Способ регулирования тока электро-двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< >797046 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 22. 12. 75 (21) 2302204/24-07 (51)М. Кл. с присоедииеиием заявки М(23) Приоритет
Н 02 P 7/28
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.0181. Бюллетень М 2 (53) Удк 621. 316. 718. .5 (088.8) Дата опубликования описания 15. 01. 81 (22) Авторы изобретения
Ю. М. Шефкинд, П. Д. Гаврилов и A. Е. Медведев (71) Заявитель
Кузбасский политехнический институт (54) СПОСОБ .РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к -электротехнике, в частности к электроприводам постоянного тока с тиристорными нреобразователями.
Известен способ регулирования тока электродвигателя, реализованный в электроприводе, заключающийся в том, что сравнивают текущее и заданное значения тока двигателя и по результатам сравнения переключают питание электродвигателя j1).
Пульсации тока двигателя могут . быть уменьшены повышением частоты переключений питания двигателя, что ограничивает применение в качестве 15 переключающего устройства тиристорных преобразователей.
Наиболее близким к изобретеиию по технической сущности является .способ регулирования тока электро- 2Q двигателя, питающегося от тиристорного преобразователя постоянного тока, заключакщийся в том, что сравнивают текущее и заданное значения токов электродвигателя и по резулв- 25 татам сравнения переключают тиристорный -преобразователь, причем вводят задержку на включение преобразователя и ограничивают максимальную. ,частоту его работы (2). 30
Однако из-за значительных пульсации тока двигателя снижается качество регулирования тока в целом.
Цель изобретения — повышение качества регулирования тока электродвигателя.
Цель достигается тем, что по предлагаемому способу дополнительно измеряют противо-ЭДС двигателя и задержку на включение тиристорного преобразователя формируют в функции измеренной противо-ЭДС.
На фиг.1 представлена структур-ная схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг.2 а,б диаграммы его работы.
Устройство (см.фиг.1) содержит задатчик 1 тока, выход которого соединен с входом нуль-органа 2, второй вход которого подключен к выходу импульсного датчика 3 тока электродвигателя. Выход нуль-органа 2 сое-, динен с входами формирователя 4 импульсов и блока 5 переменной задержки, выход которого соединен с входом формирователя 6 импульсов управления рабочими тиристорами тиристорного преобразователя 7. Тиристорный преобразователь 7 содержит один рабо " чий тиристор 8 и коммутирующее уст797046
t0
26
S5
I ройство 9, на вход которого подклю чен выход формирователя 4 импульсо
На выход тиристорного преобразовать ля 7 подключен электродвигатель 10, выход датчика 11, противо-ЭДС которого подключен к дополйительному входу блока 5 переменной задержки.
Устройство работает следующим образом.
Пусть блок 5 переменной задержки
5 по мере возрастанйя противо-ЭДС электродвигателя 10 уменьшает время задержки импульсов на включение преобразователя 7 от максимальной величины 6 t< до минимальной де . При включении тиристорного преобразователя 7 в режиме пуска электродвигателя ток двигателя быстро нарастает и при выключении медленно спадает.
Допустим теперь, что задатчиком
1 тока задано такое значение, что переключение тиристорного преобразователя 7 происходит с максимальной частотой, определяемой его конструктивными параметрами. При выключении рабочего тиристора 8 ток электродвигателя 10 уменьшается и становится меньше заданного значения J< (см. фиг.2а), а сигнал датчика 3 тока — меньше сигнала задатчика 1 тока. Нуль-орган прекращает генерировать импульсы, поступающие на блок 5 переменной задержки, и на выходе последнего сигнал U отсутствует. С задержкой времени а „ блок 5 переменной задержки выдает сигнал на формирователь 6 импульсов управления рабочим тиристором, который включает рабочий тиристор. 8 и следовательно, питание электродвигателя.
Ток двигателя начинает нарастать и снова достигает величины Э . При этом сигнал датчика 3 тока становится равным величине сигнала, задах-,. чика 1 тока, а нуль-орган 2 начинает генерировать импульс и сбрасывает до нуля сигнал U на выходе блока 5 переменной задержки 6, и, если истекло. время Т н, заданное настройкой формирователя 4 импульсов и равное минимальному периоду переключения преобразователя 7, прекращает подачу импульсов на коммутирующее устройство 9. Последнее включает рабочий тиристор 8 и электродвигатель 10. Ток двигателя начинает спадать. Далее процессы повторяются.
В рассмотренном случае воздействие помехи на нуль-орган не приводит к выбросам тока двигателя, так как сигнал нуль-органа блокируется блоком переменной задержки на время, достаточное для подготовки преоб разователя к отключению. Пульсации тока при этом незначительны из-за, малой скорости ego спадания.
Допустим теперь, что электродвигатель 10 разогнался и ток двигателя при включении преобразователя 7 нарастает медленно, а при его выключении быстро спадает(см.фиг.2 б).
Следовательно, увеличивается и сигнал ыа выходе датчика 11, что вызывает уменьшение величины задержки импульсов управления рабочим тиристором до минимального значения си, обеспечивая минимальное спадание тока электродвигателя 10.
В режиме генераторного торможения электродвигателя 10 работа устройства аналогична, однако блок 5 переменной задержки задает минимальную задержку на включение преобразователя 7 при нулевом значении противо-ЭДС и увеличивает ее с ростом последней, так как ток двигателя при больших значениях противо-ЭДС нарастает быстро, а спадает медленно.
Таким образом, повышается качество регулирования из-за снижения пульсаций тока и помехозащищенность элек тропривода в целом.
Формула изобретения
Способ регулирования тока электро двигателя, питающегося от тиристорного преобразователя постоянного тока, заключающийся в том, что сравни.вают текущее н заданное значения токов электродвигателя и по результатам сравнения переключают тиристорный преобразователь, причем вводят задержку на включение преобразователя и ограничивают максимальную частоту его работы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества регулирования тока электродвигателя, дополнительно измеряют противо-ЭДС двигателя и формируют задержку на включение тиристорного преобразователя в функции измеренной противо-ЭДС.
Источники информации, принятие во внимание при экспертизе
1. Панкратьев Л. Д. и др. Импульсные и релейные следящие приводы по" стоянного тока с полупроводниковыми усилителями, М., "Эн ргия", 1969, с. 35-37.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 364061, кл. Н 02 Р 7/28, 1970.
797046
Фмя,8в
У
Up.
4 èã. 2
Составитель В. Самохин
Редактор М. Келемеш ТЕкреф М.Левицкая Корректор,Н.Григорук
Заказ 9799/77 . Тираж 741 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва-, й-35, Раушская наб., д. 4/Б
Филиал ППП "Патент.", r. Ужгород, ул. Проектная, 4