Система предупреждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
i r ü,: H, r T c. 1% М ь А
ОП ИС АНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик ро797615
К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту(22) Заявлено 02.04. 76 (21) 2339651/18-09 (23) Приоритвт - (32) 02.04.75 (5!1М. Кл. а О1 С 21/2О ,G 05 D 1/04
G 01 S 5/02
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (33) CII1A (31) 564512
Опубликовано 15.01.81.Бюллетень Ио 2 (И) УДК 629.7. .067(088 ° 8) Дата опубликования описания 15.0181
Ин остр анцы
Чарльз Д.Бэйтмэн (Канада), Ханс P.Ìþëëåð (Швейцария) и Фрэнк .Дж. Брем (США) (72) Авторы изобретения
Ияостранная фирма Сандстрэнд Дейта Контрол, Инк. (СИИ) (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Изобретение относится к средствам предупреждения о приближении летательного аппарата к земной по,верхности и о черезмерной скорости этого приближения.
Наиболее близкой к предлагаемой является система предупреждения, .содержащая радиовысотомер и датчик скорости изменения барометрической высоты, выходы которых подключены ко входам устройства формирования сигнала сповещения об опасном сближении самолета с земной поверхностью (1) .
В известной. системе сигнал предупреждения формируется, если скорость приближения к земной поверхности слищком:велика для данной высоты полета, и выключается, как только земная поверхность начинает удаляться от траектории полета. В ряде случаев, например при полете над местностью с волнообразной поверхностью, средняя высота которой постепенно увеличивается, такая система не может обеспечить безопасность полета.
Цель изобретения - повышение надежности предупреждения.
Цель достигается тем, что в систему предупреждения, содержащую радновысотомер и датчик скорости
5 изменения барометрической высоты, выходы которых подключены ко входам устройства формирования сигнала оповещения, дополнительно введены элемент памяти, элемент ИЛИ, устройство определения приращения высоты, первое и второе пороговые устройства, и элемент запрета, причем выход устройства формирования сигнала оповещения соединен с,записывающим входом элемента памяти и первым входом элемента ИЛИ, второй вход
Которого соединен с выходом элемента памяти,, а выход - с сиГнальным Входом элемента запрета, выход элемента памяти соединен также с управляющим входом устройства определения приращения высоты, сигнальный вход которого соединен с выходом датчика скорости изменения барометрической высоты, а выход подключен ко входу, первого порогового устройства, выход которого соединен со стирающим входом элемента памяти, вход второго порогового устройства соединен с выходом датчика скорости измене797615
Йия барометрической высоты,. а выход - с управляющим входом элемента запрета, выход которого является выходом всей системы.
Элемент памяти может быть выполнен, например, в виде статического триггера.
Уровень срабатывания первого и второго пороговых устрой=тв целесообразно устанавливать равным
60 м, а второго - 1,5 м/с.
Кроме того, для предотвращения формирования ложного сигнала прецупреждения при заходе на посадку, система дополнительно содержит второй элемент ИЛИ, включенный между выходом первого порогового устройства и стирающим входом элемента памяти.
На фиг. 1 изображена структурная схема системы предупреждения; на фиг. 2 — изменение траектории самолета при использовании предлагаемой системы в случае полета над волнообразной поверхностью с возрастающей средней высотой.
Система предупреждения содержит радиовысотомер 1, датчик 2, скорости изменения барометрической высоты, устройство 3 формирования сигнала оповещения, устройство 4 определения приращения высоты, первое 5 и второе
5 пороговые устройства, элемент 7 памяти, элемент 8 запрета, первый 9 и второй 10 элементы ИЛИ.
Система предупреждения работает следующим образом.
Сигналы датчика скорости изменеиия барометрической высоты 2 и радиоэысотомера 1 поступают на входы устройства 3 формирования сигнала оповещения, вырабатывающего сигнал эб опасном сближении самолета с землей по соотношению значений гекущей высоты и скорости ее изме«ения. Этот сигнал поступает на записывающий вход элемента 7 памяти
« одновременно - на один из входов рлемента,ИЛИ 9, с выхода которого юерез элемент 8 запрета проходит
«а выход 11 системы, еСли на управляющем входе элемента 8 запрета
«ет сигнала, формируемого пороговым устройством б. Последний..возникает, зсли скорость изменения высоты
1ревышает заданное значение, на1ример, 1,5 м/с, Одновременно с появлением сигнала йа выходе устройства
3 формирования сигнала оповещения юзникает сигнал на выходе элемента ! памяти, который включает устройство
1 определейия приращения высоты.
:игнал на выходе элемента 7 памяти, следовательно, и на выходе эле«ента ИЛИ 9 (а также на выходе 11 системы при отсутствии запрещающего сигнала с выхода порогового устройства 6) сохраняется до тех пор, пока не возникнет сигнал заданного приращения высоты (например
60 м) на выходе порогового устройства 5. Последний стирает,сигнал, хранящийся в элементе 7 памяти. .При этом, если сигнала на выходе устройства 3 формирования сигнала оповещения.уже нет, исчезает. и сигнал на выходе 11 всей системы, Если набор высоты происходит достаточно быстро, то предупреждающий сигнал на выходе 11 системы
® отключается выходным сигналом порогового устройства б, воздействующим на управляющий вход элемента
8 запрета. Сигналы 12 и 13, поступающие на второй и третий входы
15 элемента ИЛИ 10, предотвращают срабатывание элемента 7 памяти при заходе на посадку, когда опущены закрылки или высота менее 15 м. . На фиг. 1 изломы траекторий са2О молета вследствие инерционности процесса управления несколько запаз дывают относительно моментов появления и исчезновения сигнала предупреждения на выходе 11. Точка 14 соответствует моменту первого появления сигнала на Жходе устройства
3 формирования сигнала оповещения (временная диаграмма А ) . В точке
15 этот сигнал исчезает, однако сигнал предупреждения на выходе 11
З0 (временная диаграмма 6 ) сохраняется благодаря наличию элемента 7 памяти, так как приращение высоты еще не достигло порога срабатывания порогового устройства 5 (например 60 м).
35 В точке .16 сигнал предупреждения прерывается элементом 8 запрета в результате срабатывания порогового устройства 6 (временная диаграмма .5 ) из-за возрастания скорости на4() бора высоты. В точке 17 сигнал запрета снимается, и сигнал предупреждения на выходе ll возникает вновь, .поскольку набор заданного приращения высоты eire не закончен. Сигнал предупреждения отключается в точке
18, когда приращение высоты достигает заданной величины и срабатывает пороговое устройство 5. В точке
l9 сигналы оповещения (временная. диаграмма А ) и предупреждения (вре6() менная диаграмма о ) возникают вновь.
В точке 20 сигнал оповещения исчезает, но сигнал предупреждения еще продолжает сохраняться. Начиная с момента 21, сигнал предупреждения
5$ отсутствует, так как скорость на бора высоты достаточно высока.
В предлагаемой системе сигнал предупреждения не исчезает одновременно с исчезновением сигнала на выходе устройства оповещения сразу после того, как земная поверхность начинает удаляться от траектории полета. Этот сигнал. отключается лишь при достижении заданного нрира» щения высоты после появления сигна 797615 ла на выходе устройства 3 формирования сигнала оповещения,, что обес- печивает безопасный полет..над местностью с волнообразным рельефом при наличии увеличения средней высоты.
Формула изобретения
1. Система предупреждения, содер» жащая радиовысотомер и датчик скорости изменения барометрической высоты, выходы которых подключены ко входам устройства формирования сигнала оповещения, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности предупреждения, в нее дополнительно введены элемент памяти, элемент ИЛИ, .Устройство определения приращения высоты, первое и второе пороговые устройства и элемент занре» та, причем выход устройства формирования сигнала оповещения соединен с записывающим входом элемента памяти и первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом элемента памяти, а выход - с сигнальным входом элемента запрета, выход элемента памяти соединен также с управляющим входом устройства определения приращения высоты, сигнальный вход которого соединен с выходом датчика скорости изменения барометрической высоты, а выход подключен ко входу первого порогового устройства, выход которого соединен.со стирающим входом элемента памяти, вход второго noporosoro
° устройства соединен с выходом. датчика скорости изменения барометрической высоты, а выход - с управляющим входом элемента запрета, выход которого является выходом всей системы.
2. Система по п. 1, о т л и ч .аю щ а я с я тем, что элемент памяти выполнен в виде статического триггера, 3. Система по п. 1, о т л и ч а-. ю щ а я с я тем, что уровни cpal5 батывания первого H второго пороговых устройств установлены равными, соответственно, 60 м и 1,5 м/с.
4. Система по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью пре О дотвращения формирования ложного сигнала предупреждения при заходе на посадку, она дополнительно содержит второй элемент ИЛИ, включен- ный между выходом первого порогового устройства и стирающим входом элемента памяти.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CIQA Р 3715718, кл. 340-27 Р, опублик. 1973 (прототип) .
Составитель E. Полищук
Редактор A. долинич Техред, Н. Граб Корректор Л. Иван
Заказ 9840/83 Тираж 651 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дрлам изобретений и открмтий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Ю 4 е
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4