Устройство для забора воздуха всистему вентиляции транспортногосредства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОюз Севетскии
Социалистических
Реслублнк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТЬУ
<11797918 (61) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-???? (22) ????????????????. 05.04. 79 (2i) 2745687>
Опубликовано 23,01,81. Бюллетень Ие 3 (51)М. Кл.з
В 60 Н 1/30
Государст менный комнтет
СССР по делам пзобретеннй и открытяй (53) УДК 629. 113. 06
:628.83 (088.8) Дата опубликования описания 23. 01. 81 (72) Авторы изобретения
Н.В. Шипош, В.В. Сушко и В.И. Мороз йO ГЕ
ФМД Зйи :тл Б.
Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (71) Заявитель (54) CTPOACTBO ДЛЯ 3АВОРА ВОЗДУХА В СИСТЕМУ
ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к автомОбилестроению, в частности к системам .,вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха транспортного средства.
Известно устройство забора воздуха для систем вентиляции и кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащее расположенную в задней части крыши камеру, имеющую наклонную наружную панель с запорным отверстием, внутреннюю панель, водоотбойник и перекрывающееся заслонкой проходное отверстие (1) .
Недостатком этого устройства asляется то, что оно не предохраняет от загрязнения заднюю часть кузова транспортного средства.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для забора воздуха в систему вентиляции транспортного средства, содержащее расположенный попе" речно продольной оси транспортного средства н ограниченный его крышей корпус, имеющий наружную стенку сзаборным отверстием и заднюю стеику, размещенные внутри корпуса панель водоотбойника и поперечную перегородку с проходным отверстием, пере крываеьиям заслонкой, и отводные каналы, сообщающиеся с атмосферой p2);
Недостатки укаэанного устройства заключаются в том, что устройство забора воздуха для вентиляции салона расположено в задней части крыши, вследствие чего в летний период в
1© салон подается воздух подогреваемый облицовкой крыши, которая нагревается от солнечного излучения, а также в некоторых режимах эксплуатации, например торможения остановки попут15 ного ветра вентиляторами системы вентиляции частично подсасываются отработанные газы от двигателя автобуса.
10 За счет того, что при номинальной скорости движения транспортного средства в корпусе устройства создается повьиаенное давление и отсутствует полость для сбора известных частиц, 25 часть пыли завихряется вместе с воздухом и поступает в салон с вентилируемям воздухом.
Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства за
30 счет забора воздуха из эоны с опти797918 мальными показателями, с одновременным улучшением очистки воздуха.
Укаэанная цель достигается тем, что панель водоотбойника выполнена криволинейной формы и установлена с прилеганием к поперечной перегородке, образуя совместно с ней полость, которая связана с отводными каналамя, при этом в панели водоотбойника выполнены для сообщения ее с полостью корпуса перепускные отверстия, суммарная площадь сечений которых меньше о суммарной площади сечений отводных каналов, а воздухоэаборное отверстие расположено в передней части транспортного средства.
Одновременно в корпусе установлена 1$ направляющая пластина изогнутой формы, обращенная своей поверхностью с внутренней кривизной к панели водоотбойника.
На фиг.1 изображен кузов автобуса с установленным на нем описываемым устройством, вид сбоку;на фиг. 2 то же, вид в плане;на фиг. 3 — разрез A-A на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез
Б-Б на фиг.3.
Устройство забора воздуха для системы вентиляции транспортного средства, например автобуса, содержит расположенный в передней части авто- ЗО буса и ограниченный крышей =1 корпус
2, имеющий наружную. стенку 3, с за.— борным отверстиемi O снабженным направляющей решеткой 4. Внутри корпуса расположена панель водоотбойника 5.
Поперечная перегородка б корпуса выполнена с проходным .отверстием ф перекрывающимся заслонкой 7 и имеет наклон в сторону заборного отверстия для стока воды, попавшей в корпус 2 устройства.
Панель водоотбойника 5 расположена в корпусе между заборным и проходным отверстиями, выполнена криволинейной формы и установлена с приле- щ ганием к поперечной перегородке, образуя совместно с ней полость 8., Поверхность панели водоотбойника со стороны заборного и проходного отверстий выполнена вогнутой во внутрь ур яолости 8 и имеет перепускные отверстия Я для улавливания взвешенных частиц. Полость 8 сообщена с атмосферой через отводные каналы 9 и от верстия в решетках 10, которые рас" положены в передней части боковых стенок крыши 1. При движении автобуса на наружной поверхности передней части крыши и боковин всегда возникает зона разрежения воздуха. Под действием этого разрежения происхо- 40 дит вытяжка, попавших в полость 8 пыли, насекомых и части загрязненного воздуха.В корпусе над панелью водоотбойника установлена направляющая пластина 11 для направления ниж- Я
Ъ ней части потока воздуха на тыльную сторону панели водоотбойника, а также для отражения брызг воды, проникших в верхнюю часть камеры, например, при мойке автобуса.
Упомянутая пластина 11 выполнена также изогнутой формы и обращена своей поверхностью с внутренней кривизной к панели водоотбойника.
Суммарная площадь сечений перепускных отверстий панели водоотбойника меньше суммарной площади сечений отводных каналов.
Устройство расположено перед всасывающей полостью вентиляторов
12, а от салона кузова облицовочной панелью 13, имеющей окна 14 для доступа к заслонке 7. Вдоль салона кузова расположены воздуховоды 15 вентиляции с установленными в них распределительными соплами 16.
При движении транспортного средства с номинальной скоростью и включенной вентиляцией наружный воздух через заборное отверстие поступает в" корпус 2. Из него основная часть воздуха поступает через проходное отверстие о к вентиляторам
12, но при этом огибая поверхность панели водоотбойника 5, изменяет направление движения. 3а счет центробежной силы пыль и насекомые, поступающие вместе с наружным воздухом в корпус 2, отбрасываются к панели водоотбойника, где с частью воздуха поступ;ют в полость 8 через перепускные отверстия 3 . Под действием разрежения, образующегося на наружной поверхности передней части крыши, пыль с частью воздуха выходит иэ полости 8 в атмосферу через отводные каналы 9 и отверстия в решетках 10.
В дождливую погоду или при мойке транспортного средства вода, попавшая в корпус 2 вместе с наружным воздухом, отражается панелью водоотбойника 5, а брызги — направляющей пластиной 11, и они стекают по поперечной перегородке б и выходят наружу через заборное отверстие(а.
Вентиляторы 12 направляют свежий и очищенный воздух в воздуховоды 15, иэ которых он поступает к местам сидений через распределительные сопла
16.
Так как устройство забора воздуха выполнено в. передней части крыши, то значительно снижается вероятность подсасывания вентиляторами отработанных газов, а также почти полностью исключается процесс подогрева свежего воздуха облицовочными панелями крыши.
За счет того, что суммарная площадь сечений перепускных отверстий значительно меньше суммарной площади сечений отводных каналов, в полости
Я образуется разрежение, что способ797918
Фиа1 ствует эффективной вытяжке пыли йз полости 8.
Формула изобретения
1. Устройство для забора воздуха в систему вентиляции транспортного средства, содержащее расположенный поперечно продольной оси транспортного средства и ограниченный его кряаей корпус, имеющий наружную стенку с заборным отверстием и заднюю стенку, размещенные внутри корпуса панель водоотбойника и поперечную перегородку с проходным отверстием, перекрываемым заслонкой, и отводные каналы, сообщакв иеся с атмосферой; о т л и ч а ю ш в е с я тем, что, с целью повышения эффективности его работы за счет . забора воздуха из зоны с оптимальными показателямн, с одновременным улучшением очистки воздуха, панель водоотбойника выполнена криволинейной формы и установлена с прилеганием к поперечной перегородке,образуя совместно с ней полость,которая связана с отводными каналами, при этом в панели водоотбойника выполнены для сообщения ее с полостью корпуса перепускные отверстия,суммарная площадь сечений которых меньше суммарной площади сечений отводных каналов, а воздухозаборное отверстие расположено в передней части транспортного средства.
2. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в корпусе установлена направляющая пластина изогнутой формы, обращенная своей
1$ поверхностью с внутренней кривизной к панели водоотбойника.
Источники информации, принятые so внимание при экспертизе
1.. Авторское свидетельство СССР © Р 479669, кл. В 60 Н 3/00, 1972
2. Авторское свидетельство СССР
М 583003, кл. В 60 Н 3/00, 1976 °