Устройство для автоматической бло-кировки дифференциала транспорт-ного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВВтент-ме w >,;;.,-.„, .

О А НИ

CoIo3 оветскни

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ ()797921

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 03.04.79 (21) 2745361/27-11 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 2301.81.Бюллетень Й3 3

Дата опубликования описания 23. 01. 81,.(„з

В 60 К 17/20

F 16 Н 1/44

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-587(088.8) (72) Авторы изобретения

А.T. Скойбеда, В.В. Бирич, Е.Н. Козлов и В.М. Яцковский

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ

ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автотракторостроению и касается устройств автоматических блокировок дифференциала транспортных средств.

Известно устройство для автоматической блокировки дифференциала транспортного средства, содержащее установленную на полуоси дифференциала фрикционную муфту, систему управления фрикционной муфтой, включающую золотниковый распределитель,. сообщенный посредством гидролинии с источником давления рабочей жидкости и установленный в полости полуоси, и датчик разности оборотов, выполненный в виде двух кулачковых полумуфт, одна из которых соединена с одной из полуосей, а другая установлена с воэможнОстью осевого перемещения на другой полуоси и связана с золотником распределителя 1) .

Недостатком данного устройства является невозможность принудительного включения блокировки дифференциала, т.е. когда блокировка выключится автоматически, то кулачковая муфта управления может замкнуться только при изменении направления относительно вращения полуосей, так как штифты упираются в разрезное кольцо и препятствует сцеплению полумуфт. Изменение от;носительного вращения происходит только на повороте, когда управляемые колеса совершают одно-два колебания. Однако в эксплуатации встречаются случаи, когда транспортное средство не может .двигаться без блокировки, то есть не происходит изменение относительного вращения полуосей, в этом случае необходимо принудительно блокировать дифференциал.

15 Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей.

Укаэанная цель достигается тем, что устройство снабжено управляемым двухпоэиционным клапаном и редук20 ционным клапаном, последовательно установленными в упомянутой гидролинии, при этом вход двухпозиционного клапана сообщен с источником давления, первый выход - со вхо25 дом редукционного клапана, а второй выход — с выходом редукционного клапана, причем золотник распределителя подпружинен относительно подвижной полумуфты датчика оборо30 тов.

797921

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид;на фиг.2 распределительный золотник и кулачковая муфта в выключенном положении, Устройство для автоматической блокировки дифференциала транспортного средства содержит многодисковую фрикционную муфту 1 с гидравлическим управлением и питанием от гидролинии 2, в которой установлен редукционный клапан 3, двухпозиционный клапан 4, через золотниконый распределитель, который содержит золотник 5, установленный в полости на полуоси б дифференциала в отдельном корпусе 7. Золотник 5 нзаимодей- 15 ствует через пружину 8 с полумуфтой

9 датчика разности оборотов,выполненного н виде кулачковой муфты,вторая полумуфта 10 которой соединена с полуосью 11. Фрикционная муфта 1 связывает полуось 6 с корпусом дифференциала 12.

Устройство работает следующим образом. если двухпозиционный клапан нахо- 25 дится в положении "Автомат",то жидкость через редукционный клапан поступает в гидролинию 2,через сверления в корпусе 7 поступает в полость полуоси б и далее в рабочую полость 3П муфты 1. При этом кулачковая полумуфта 9 посредством кулачкон зацеплена с полумуфтой 10, а золотник 5, находящийся под давлением жидкости,удерживается в кРайнем правом положении. 35

Таким образом, при прямолинейном движении дифференциал заблокирован, если разность моментов на колесах меньше, чем момент блокировки фрикционной муфты.

При,цвижении на повороте, когда момент сопротивления поворота превышает расчетный момент фрикционной муфты, происходит разблокирование дифференциала. Разблокиронание может произойти и при прямолинейном 45 движении, когда разность моментов на колесах больше расчетной.

Дифференциал работает следующим образом.

При относительном повороте полу- $Q осей б и 11 и соединенных с ними полумуфт 9 и 10, полумуфта 9 перемещается влево и через пружину 8,сила отдачи которой равна осевой силе действующей на золотник 5 при включенных муфтах, перемещает золотник

5. При этом рабочая полость фрикционной мУфты 1 разобщается с гидролинией 2 и дифференциал разблокируется. После окончания поворота управляемые колеса совершают одно-два d0 колебания и кулачковая муфта управлеиия замыкается, при этом полумуфта

9 и золотник 5 под давлением жидкости перемещается вправо и дифференциал блокируется. Однако если транспортб ное средство попадает в плохие до-. рожные условия, то изменение относительного вращения полуосей не произойдет, так как транспортное средство не сможет двигаться. Для включения блокировки в этом случае днухпозиционный клапан водитель устанавливает в положение "Прину дительно". При этом рабочая жидкость, минуя редукционный клапан с большим давлением, которого достаточно для преодоления усилия пружины 8, перемещает золотник 5 вправо, сжимая пружину 8, кулачковая полумуфта 9 при этом разомкнута, магистраль 2 соединена с рабочей полостью фрикционной муфты. При этом дифференциал заблокирован большим моментом фрикционной муфты. При преодолении труднопроходимого участка водитель устанавливает двухпозиционный клапан в положение "Автомат".

Предложенное устройство для автоматической блокировки дифференциала позноляет улучшить проходимость транспортного средства.

Формула изобретения

Устройство для автоматической блокировки дифференциала транспортного средства, содержащее установленную на полуоси дифференциала фрикционную муфту, систему управления фрикционной муфтой, включающую золотниковый распределитель, сообщенный посредством гидролинии с источником давления рабочей жидкости и установленный в полости полуоси, и датчик разности оборотов, выполненный в виде двух кулачконых полумуфт, одна из которых соединена с одной из полуосей, а другая установлена с возможностью осевого перемещения на другой полуоси и связана с золотником распределителя, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно снабжено управляемым двухпозиционным клапаном и редукционным клапаном, последовательно установленными в упомянутой гидролинии,при этом вход двухпозиционного клапана сообщен с источником давления, первый выход — cc входом редукционного клапана., а второй выход — с выходом редукционного клапана, причем золотник распределителя подпружинен относительно подвижной полумуфты датчика оборотов .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 386786, кл. В 60 К 17/20, 1969.