Тормозная система транспортногосредства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
о и к с ; гв"
ИЗОБРЕТЕН 797932
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ (61) Дополнительное к «вт. свид-ву (22) З«явлено30.01.79 (21) 27 1918 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опублкков«но 23.01 81. Бюллет
Дата опубликования описания 3 (51)М. Кл. В 60 Т 13/14
В 60 К 41/28
Веудерстеенай квинтет
CCCP до делам нзобретеннй и открытей (53) УДК629. 113
-59(088.8) (72) Авторы изобретения
Н. В. Богдан, В. В. Гуськов,,А. М. Расолько и Е. А. Романчик (71) 3
Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический
Заявитель институт (54) ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к автотракторостроению и касается раздельных тормоз.ных систем колесных тягачей.
Наиболее близким по технической
=ущности к предлагаемому является тормозная система транспортного средства, содержащая источник давления, подключенный через редукционный клапан к раздельным правому и левому тормозным кранам, соединенным соответственно с
10 правым и левым тормозными контурами, каждый из которых подключен к трехпозиционному золотниковому распределителю управления подачей и рабочую . полость муфты блокировки дифференциала
11 и в полости тормозных цилиндров, при этом торцовая полость, образованная корпусом. распределителя и одним торцом золотника подключена через левый тормозной кран к левому тормозному контуру, а торцовая полостьрбразованная корпусом распределителя и вторым торцом золотника, подключена через правый тормозной кран к правому . тормозному контуру 11.
Недостатком такой системы является то, что в ней не обеспечивается регулирование интенсивности торможения при отказе одного из тормозных контуров.
Кроме этого, источник давления (насос) работает с максимальным противодавлением, обеспечивая постоянную подпитку электроаккумулятора повышенного давления т.е.этим снижается его долговечность
Дель изобретения — регулирование интенсивности торможения при отказе одного тормозного контура и повышение долговечности источника давления.
Указанная цель достигается тем, что в тормозных контурах установлены гидроусилители, подключенные полостями высокого давления к тормозным цилиндрам, а в золотнике трехпозиционного распределителя выполнены каналы для соодинения в первой позипии правого тормозного крана с полостью низкого давления соответствуюшегогидроусилите и с рабочей полос тью муфты блокировки дифференциала, во
3 797 второй - обоих тормозных кранов с полостями соответствующих тормозных цилиндров, а рабочей полости муфты блокировки дифференциала и полостей низкого давления-гидроусилителей со сливом, в третьей — левого тормозного крана с
S полостью низкого давления соответствующего гидроусилителя и с рабочей полостью муфты блокировки дифференциала.
На чертеже схематично изображена тормозная система транспортного средства., Тормозная система содержит насос
1, соединенный через нормально открытый редукционный клапан 2 и обратные клапаны 3 и 4 с рабочими гидроаккумуляН торами 5 и 6 и левым и правым тормозными кранами 7 и 8.
Последние управляются тормозными педалями 9 и 10 и имеют связь со слиaîì. К трехпоэиционному золотниковому
20 распределителю 11 управления подачей давления в рабочую полость 12 муфты
13 блокировки дифференциала 14. При этом. торцовая полость 15, образованная корпусом распределителя 11 и одним
И торцом золотника подключена к левому тормозному крану 7 посредством левой магистрали 16 управления, а торцовая полость 17 образованная корпусом распределителя 11 и вторым торцом эолот30 ника, подключена к правому тормозному крану 8 посредством правой магистрали
18 управления.
В тормозном .контуре, содержащем левый тормозной цилиндр 19 установлен гидроусилитель 2 О, соединенный полос». тью 21 низкого давления с распределителем ll,, а полостью 22 высокого давления с трубопроводом 23, связывающим левый тормозной цилиндр 19 с распределителем 11.
В тормозном контуре, содержащем; правый тормозной цилиндр 24, установлен гидроусилитель 25, соединенный полостью 26 с распределителем ll, а полостью 27 с трубопроводом 28, связывающем левый тормозной цилиндр 24 с распределителем 11.
К распределителю 11 левый и правый тормозные краны 7 и 8 подключены также магистралями 29 и 30.
SO
При работе двигателя трактора насос
1 нагнетает масло под давлением через нармально открытый редукционный клапан 2 и обратные . клапаны 3 и 4 в рабочие аккумуляторы 5 и 6. Редукцион, ный клапан 2 поддерживает определенное давление в системе, своевременно соединяя насос 1 со сливом, а обратные
932 4 клапаны 3 и 4 препятствуют выходу масла иэ гидроаккумуляторов 5 и 6 на слив, При отсутствии воздействия на тормозные педали 9 и 10 тормозные краны
7 и 8 соединяют магистрали 16 и 18 со сливом, в этом случае распределитель
11 занимает позицию, при которой рабочачая полость 12 муфты блокировки 13 дифференциала 14 и полости 21 и 26 гидроусилителей 20 и 25 соединены со сливом, а трубопроводы 23 и 28 соединены с магистралями 29 и 30. В результате в тормозных цилиндрах 19 и 24 отсутствует давление и колеса не тормозят, а деффиринциал 14 разблокирован, и дает воэможность колесам вращаться на поворотах с разной угловой скоростью.
Для совершения крутого поворота, например . вправо, водитель воздействует на правую тормозную педаль 10, При этом тормозной кран 8 соединяет магисграпа 18 и 30 с рабочим гидроаккумулятором 5.
Масло под давлением поступает в тормозной цилинар 24 благодаря тому, что золотник распределителя 11 находится в прежнем положении, поскольку магистраль 16 отсоединена краном 7 от слива.
Вследствие того, что масло практически . несжнмаемо, то золотник распределителя
l1 не может сдвинуться влево и рабочая полость 12 муфты блокировки 13; цопрежнему соединена со сливом, таким образом дифференциал 14 разблокирован и ие препятствует повороту транспортного средства вправо. Аналогично система работает при батормаживании левого колеса е
При торможении на прямолинейном участке пути водитель одновременно нажимает на обе сблокироваиные тормозные педали 9 и 10. В этом случае тормозные краны 7 и 8 одновременно соединяют рабочие гидроаккумуляторы 5 и
6 с магистралями 16, 18, 29 и 30. И масло под давлением поступает по трубопроводам 28 и 23 в тормозные цилиндры
19 и 24. Это обеспечивается потому, что распределитель 11 удерживается давлением в торцовых полостях 15 и 17 в прежнем положении, В результате происходит торможение колес при разблокированном дифференциале 14.
Гидроусилители 20 и 25 не работают, поскольку во входные полости 21 и
26 не поступает давление.
В случае отказа в момент торможения одной иэ магистралей, например 18, на участке от тормозного крана 8 до расВ пределителя 11 подается давление масла °
5 79793 в указанной магистрали и в соединенной с ней магистрали 30. В результате золотник распределителя. 11 под действием разности давлений в торцовых полостях
15 и 17 передвигается вправо и соединяет магистраль 29 с полостью 21 ги-цроусилителя 20 с рабочей полостью 12 муфты блокировки 13 дифференциала 14, вызывая блокирование последнего. Благодаря чему, тормозной момент действующего тормозного механизма передается равномерно на левое и правое ведущие колеса. Одновременно трубопровод 23 запирается распределителем 11 и поршень гидроусилителя 20 начинает перемешаться, создавая повышенное давление в полости 22 и в тормозном цилиндре 19.
Повышенное давление обеспечивается эа счет разности площадей поршня гидроусилителя 20.
29
Следует отметить, что тормозные краны 7 и 8 обладают следящим действием. Поэтому в полости 21 будет юзрастать давление пропорционально перемещению тормозной педали 9, тем самым,зй и в полости 22 и в:.тормозном цилиндре
19 будет также нарастать давление в зависимости от закона перемещения тормозной педали 9. Таким образом, и при отказе одного иэ тормозных контуров обеспечивается регулирование интенсивности торможения.
Аналогично система работает при отказе любой другой магистрали управления на участках от обратных клапанов
3 и 4 до торцовых полостей 15 и 16 распределителя 11 и тормозных цилиндров
19 и 24.
Формула изобретения
Тормозная система транспортного средства, содержащая источник давления, подключенный через редукционный клапан
2 4 к раздельному правому ч левому тормозным кранам, соединенным соответственносправым и левым тормознымиконтурами, каждый иэ которых подключен к трех- поэиционному золотниковому распределителю управления подачей давления в рабочую полость муфты блокировки дифференциала и в полости тормозных цилиндров, при этом тоцовая полость, образованная корпусом расйределителя и одним .торцом золотника, подключена через левый тормозной кран к левому тормозному контуру, а торцовая йолость, образованная корпусом распределителя и вторым торцом золотника, подключена через правый. тормозной кран к правому тормозному контуру, отличающаяся тем, что, с целью регулирования интенсивности торможения при отказе одного тормозного контура и повышения долговечности источника давления, в тормозных контурах установлены гидроусилители, подключенные полостями высокого давлеления к тормозным цилиндрам„а в золот-, нике .трехцозиционного распределителя выполнены каналы для соединения в первой позиции правого тормозного крана с полостью низкого давления соответствующего гидроусилителя и с рабочей полостью муфты блокировки дифференциала, во второй — обоих тормозных кранов с полостями соответствукицих тормозных цилиндров, а рабочей полости муфты блокировки дифференциала и полостей низкого давления гидроусилителей со сливом„, в третьей - левого тормозного крана с полостью низкого давления соответствую-. щего гидроусилителя и с рабочей полостью муфты блокировки дифференциала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство С Ср по заявке М 2588804/27-11, кл. В 60 Т 13/14, 1978.
Составитель С. Макаров
Техред Н. Граб
Корректор Н. Швыдкаи
Редактор Г. Волкова
Подписное филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9911/18 Тираж 743
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S