Устройство для крепления запас-ного колеса ha транспортном сред-ctbe

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и;те ."; с е,нь кеск.* .i r Гътспг,, у,

Союз Советских

Сецкалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 28. 12.78 (21) 2703969/27-1 1 (51)M. К,п. с присоединением заявки №

В 62943/00

Гасударственный комитет

СССР (23) Приоритет!

Опубликовано: 23.01.81. Бюллетень № 3 до делам изобретений и открытий (5З) УДК 629.113, .0 12. 38(088.8) Дата опубликования описания 26.01.81 .

1 (72) Авторы изобретения

В. К. Барай и Л. И. Кядолко (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО

КОЛЕСА HA ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к оборудованию, позволяющему закреплять запасное колесо, расположенное на раме транспортного средств а. !

Известно устройство для крепления запасного колеса на транспортном средстве, к раме которого установлен неподвиж ный кронштейн, соединеннътй тягами с поворотным кронштейном. На неподвижном

30 кронштейне поворотно смонтирован двуплечий рычаг, длинное плечо которого соединено с поворотным крон1итейном, а короткое — с подъемным устройством (Ц.

Недостатком этой конструкции являет11 ся большой вес, так как кронштейн выполнен массивным для обеспечения необходис мой прочностие

Наиболее близким по технической сутцности к предлагаемому является устройство для крепления запасного колеса йа транспортном средстве, содержащее кронштейн, консольно прикрепленный И раме транспортного средства, и держатель, связанный с кронштейном и с моканизмом перемещения (2)

Недостатком известного устройства является большая металлоемкость, так как закрепление кронштейна к раме с разнесенным креплением выполняют массивным для обеспечения прочности, а также неудобство обслуживания.

Цель изобретения — повышеьке удобства обслуживания и надежности эксплуатации при одновременном снижении мет аллое мкос ти.

Укаэанная цель цостигается тем, что кронштейн выполнен из двух рычагов, шарнирно связанных одними концами с рамой, а другими концами — посредством крепежных элементов с держателем, который установлен в ободе колеса, при этом один из рычагов выполнен составным зэ шарнирно соединенных частей.

Кроме того, один из рычагов может быть снабжен регулируемым упором для взаимодействия с рамой транспортного средств а.

79 44 ф

Для удержания и регулирования поло желая верхнего рычага 2 относительно рамы 1 он снабжен регулируемым упором 14, например в вице винта.

Подъем и опускание запасного колеса осуществляют следующим образом.

Подъем колеса 10 осуществляют с горизонтального, вертикального и промежуточного положений.

1й Для подъема колес& 10, например с горизонтального положения, необходимо установить положение верхнего рычага 2 относительно рамы 1 регулировочным упором 14 цо взаимодействия упора 14 с рамой 1.

Держатель 8 путем перекоса, вводят в обоц колеса 10.

Вращением рукоятки 12 тросом 13 осуществляют поцьем держателя 8 с рр закрепленным на нем колесом 10, ввоцят болты 6 в тверстия нижнего рычага

3 и звен& 8 и затягив&ют гайки 7е

Упор 14 верхнего рычага 2 отводят

or рамы 1, цавая возможность работать шарнирному треугольнику. Запасное колесо 3.0 закреплено.

При опускании колеса 10 необходимо отвернуть гайки.7, освободив, тем самым обод 9 запасного колеса с держателем 8.

Вращением рукоятки 12 опускают трос 13 с закрепленным на нем держателем 8 с запасным колесом 10 цо соприкосновения с землей. Затем цержатель 8 путем перекоса выводят из обода 9 колеса 10. Колесо снято.

Выполнение кронштейна иэ двух равна сенных рыча| ов и шарнирное крепление их к раме и ободу запасного колес& с держателем позволило по ср&внешпО с жестким креплением снизить металлоемкасть и снять дополнительные напряжения от изгибающих моментов в местах крепления, благодаря чему увеличил&сь прочность устройства

Кроме того, монтаж и .демонтаж запасного колеса осуществляют без дополнительного его подъем& с горизонтального, вертикального . или другого moбого положения.

К звену 5 и нижнему рычагу 3 закреплен посредством крепежных элементов, например болтов -6 и гаек 7, дер- жатель 8 с ободом 9 запасного. колеса10, образуя шарнирный треугольник, у которого oima сторона яьюцются составной, состоящей из обо@а 9 запасного колеса нац.держателем 8, нижнего рычаг& 3 и звена 5, а две другие состоит рамы 1 и верхнего рычага 2. С помощью упомянутых крепежных элементов прикреплено запасное колесо 1Î

k держателю 8. Таким образом, нв вьппеперечисленных элементов образована, . жесткая конструкция сбориогз кронштейн& в виде шарнирного треугольника, у которого отсутствуют изгибаюФие моменты, действующие на него ат мест крепления кронштейн& к раме 1, и поэтому верхняя сторона, т.е. верхний рычаг

2 при транспортном положении закрепленного колеса испытывает только растяжение, а нагрузка, приходящаяся на 40 нижнюю сторону этого треугольника, действует на прочный обод 9 запасного колеса 10, который нрактнчески разгружает держатель 8, позволяя выполнять его менее металлоемким, рассчитанным только.на усилия, возникающие в держателе 8 при подьеме и опускании запасного колеса 9. Нижний рычаг З составной стороны треугольника всегда короткий и поэтому иеметаллоемкий, работает на сжатие, а также поддерживает обод закрепленного запасного Roлеса 10 .в: транспортном положении.

На верхнем рычаге 2 установлен механизм подъема 11 с рукояткой 12 и тросом 1З, свободный конец которого прикреплен к держателю 8. Механизм подъема 11 для плавного опускания колеса выполнен самотормозящимся.

И

1. Устройство цля крепления запасно» го колеса н& транспортном срецстве, содержащее кронштейн, консольно прикрейленный к раме транспортного средства, и держатель, связанный с кронштейном a c

3 79

На фиг. 1 изображено устройство для крепления запасного колес& в транспортном положении, вид сбоку; н& фиг, 2вариант крепления запасного колеса под углом к раме; на фиг. 3 и 4 — положения устройства при монтаже запасного колеса с вертикального или горизонтального положения.

Устройство для крепления запасного колеса на транспортном средстве состоит из консольно прикрепленного к раме 1 кронштейна, который выполнен s виде верхнего рычага 2 и нижнего 3, причем каждый рычаг прикреплен к раме 1 с помощью шарниров 4. Верхний рычаг 2 ш&рнирнО связан со звеном 5» формул& изобретения

797944

Составитель Н. Пуголовкина

Редактор Г. Волкова Техред Н. Граб Корректор С. Шекмар

Заказ 99 13/18 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП «Патент",.г. Ужгород, ул. Проектная, 4

-5 79 механизмом перемещения, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения удобства обслуживания и надежности эксплуатации при одновременном снижении металлоемкости, кронштейн выполнен из двух рычагов, шарнирно связанных одними концами с рамой, а другими концамипосредством крепежных элементов с держателем, который установлен в ободе колеса, при этом один из. рычагов выполнен составным иэ шарнирно соединенных частей.

7944 6

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что один из рычагов снабжен регулируемым упором для взаимодействия с рамой транспортного средства, 5

Источники информации, принятые во внимание при акспертизе

1. Патент Великобритании М 1366805, кл. В 623 43 00, 1971.

16 2. Авторское свидетельство СССР

М 315642, кл. В 62D 43/00, 1968 (прототип .