Датчик негабарита грузов узкозах-ватного комбайна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТВЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Рвслублик

В 65 G 43/00

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритвт

Опубликовано 23.01.81.бюллетень No 3

Дата опубликования описания 230181 (53) УДК 622. 647. . 1(088. 8) (72) Авторы изобретения

Л.Н. Сигалов, В.К. Аянович, В.К. Подвойский, Ф.М.Аккерман и A.H. Кравцов Стахановский филиал Коммунарского горно-металлургического института и Государственный макеевский ордена Октябрьской

Революции научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности (71) Заявители (54) ДАТЧИК НЕГАВАРИТА ГРУЗОВ УЗКОЗАХВАТНОГО

КОМБАЧНА

Изобретение относится к горному машиностроению, а именно к средст.вам предохранения от аварийных ситуаций в выемочно-доставочном оборудовании.

Известен предохранительный датчик цепного конвейера, включающий два расположенных на поворотных втулках рычага и нормально замкнутый выключатель, при этом одна из втулок снабжена в торцовой части подпружиненными контактами, а вторая — пластинкой, нормально замыкающей эти контакты $1/ .

Однако в этом датчике рычаги .кон- 15 тактируют с тяговым органом и должны быть вынесены из зоны передвижения грузов, что не обеспечивает предохранение от. заклинивания негабаритных предметов. 20

Известен датчик негабарита грузов узкозахватного комбайна, включающий выключатель, укрепленную к кронштейнам корпуса комбайна поворотную ось, на которой закреплены рычаги для

25 взаимодействия с грузом PJ .

При прохождении негабарита рыча-. ги отклоняются вверх. В положении максимально допустимого отклоненйя срабатывает конечный выключатель, 30 что обеспечивает отключение приводов комбайна и скребкового конвейера. Поверхность рычагов выполнена криволинейной с тем, чтобы обеспечить большую чувствительность датчика п больших размерах негабаритных предметов. При этом негабаритные предметы меньших размеров должны разрушаться рычагами, не вызывая срабатывания датчика. Однако, ввиду наличия свободного выбега конвейера после отключения привода, его тяговый орган, движущийся по инерции,увлекает за собой негабаритный предмет, который заклинивается между комбайном и конвейером. Таким образом, усилие, необходимое для срабатывания датчика, не падает до нуля при достижении максимальной величины отклонения чувствительного элемента датчика и срабатывании конечного выключателя, а наоборот резко возрастает, в связи с чем неразрушаемый негабарит заклинивается между комбайном и конвейером. Причем, эффект снижения усилий в тяговых цепях за счет отключения приводов конвейера и комбайна получается недостаточным для того, чтобы предотвратить развитие аварии.

797988

Недостатками конструкции можно считать также отсутствие воэможности регулирования усилия, при котором должно происходить срабатывание датчика, а также то, что принятая эона нечувствительности датчика для его отстройки от ложных срабатываний оп-. ределяется формой и размерами негабаритного груза, а не его прочностью.

Цель изобретения — исключение ложных срабатываний и заклинивания негабаритов под комбайном.

Указанная цель достигается тем, что датчик снабжен консольно закрепленными на корпусе комбайна двумя листовыми пружинами, расположенными одна над другой перпендикулярно поворотной оси, и кулачком, жестко закрепленным на поворотной оси и расположенным между листовыми пружинами для вз имодействия с ними,при этом сечение кулачка, перпендикулярное поворотной оси, имеет форму параллелограмма.

Листовые пружины выполнены с пазами в средней части и стянутбе между собой, посредством установленного в пазах болта, а рычаги датчика выполнены в виде упругих цилиндрических стержней.

На фиг. 1 изображен-датчик негабарита грузов узкозахватного комбайна; на фиг. 2 вЂ, положение датчика при предельном раскрытии листовых пружин; на фиг. 3 — предельное положение рычагов, на фиг. 4 — график, отражающий характер силового взаимодействия негабарита с чувствительными элементами.

Датчик содержит поворотную ось 1, которая установлена в двух кронштейнах 2, выполненных из толстолистовой стали. Кронштейны 2 в одном из сечений соединены посредством плиты 3 и закреплены на корпусе узкозахватного комбайна. На поворотной оси укреплены радиально рычаги 5, на которые воздействует негабаритный груз при движении по днищу б рештака скребкового конвейера. Рычаги 5 по ширине днища б рештака установлены с шагом, меньшим минимально возможного негабаритного груза (на чертежах показан один рычаг, а остальные совмещены с ним в одной плоскости).

Рычаги 5 выполнены в виде цилиндрических упругих стержней, например, из отрезков стального каната. На поворотной оси 1 жестко установлен кулачок 7, имеющий в сечении форму параллелограмма. Кулачок сжимается двумя протяженными листовыми пружинами 8, закрепленными на плите 3.Сжатие осуществляется стяжным болтом 9, установленным в пазах листовых пружин 8 с воэможностью перемещения вдоль них для регулирования усилия удержания оси 1 от проворота.

Соотношение сторон параллелограмма в сечении кулачка 7 выбирается таким, чтобы усилие проворота оси в определенном диапазоне углов возрастало до установленной величины, а затем резко падало до нуля. На кронштейне 2 размещены контактные элементы 10, обеспечивающие под воздействием кулачка 7 поворотной оси отключение конвейера и комбайна. о Работа датчика негабарита осуществляется следующим образом.

В процессе транспортирования грузов по днищу б рештака рычаги 5 поворотной оси 1 входят в соприкосновение с ними при превышении допустимой высоты h прохождения под комбайном. Те грузы, которые по высоте больше, чем h, задерживаются, опрокидываются или частично разрушаются рычагами 5.

20 Упругая конструкция рычагов 5 придает им большую свободу возможных перемещений под воздействием негабарита. Это позволяет при обнаружении негабарита как бы предпринять попыт25 ку привести .его в состояние, удобное для прохождения под комбайном, что способствует исключению "ложных" срабатываний.

Силовая реакция взаимодействия рыщ чагов 5 датчика с негабаритным грузом 11 погашается листовыми пружинами 8 посредством их упругой деформации.

На фиг. 2 показано положение датчика при предельном раскрытии листо. вых пружин 8, соответствующем углу с6поворота оси 1. Это положение ха рактеризуется максимальным силовым противодействием продвижению негабарита 11 и срабатыванием контактных элементов 10, дающих сигнал на останов скребкового конвейера и комбайна.

При дальнейшем действии негабарита 11 на рычаги 5 листовые пружины ф5 8 захлопываются и ускоренно поворачивают ось 1 на угол f6 . .Связь рычагов 5 с негабаритом 11 на этом этапе разрывается и негафариту предоставляется возможность беспрепятст5g венного прохода расстояния К, равного пути остановки тягового органа конвейера после его отключения.

Характер силового взаимодействия негабарита с чувствительными элементами — рычагами датчика может быть пояснен с помощью фиг. 4, на которой представлена кривая А, отображающая изменения усилия противодействия продвижению негабарита со стороны рычагов 5 в функции угла (p поворота оси 1. На первом этапе при () = 0+-;об за счет поворота кулачка 7, контактирующего гранями с листовыми пружинами 8, происходит деформация пружин и возрастание усилия Р, кото797988 рое достигает максимального значения

Рюп при =<, соответствующего срабатыванию контактных элементов

10. При дальнейшем увеличении угла поворота (P в диапазоне ñ - . (о + 5) вследствие перехода пружин 8 на другие грани поверхности кулачка происходит резкое снижение величины Р до нуля.

Смещением стяжного болта 9 влево от положения, что уменьшает длину консоли пружин 8 и увеличивает их жесткость, может быть достигнуто увеличение значений Р, изменяющихся, например, по кривой Б, а соответственно и усилия срабатывания датчи-! ка Рщ „. Смещение болта 9 вправо обеспечивает уменьшение значений Р, изменяющихся, например, по кривой

В, а соответственно и усилия срабатывания датчика негабарита P® .

Укаэанным способом может осуществ- 2© ляться регулировка датчика негабарита и, поскольку регулирование здесь производится по величине усилия срабатывания, точная отстройка датчика от ложных срабатываний. 25

Таким образом, датчик негабарита в первой фазе работы при появлении негабарита изменяет его положение с целью обеспечения нормального прохождения под комбайном. В последующем, если это Не удается, он, обеспечивая подачу сигнала на остановку конвейера, выходит из силового взаимодействия с негабаритом,предот- . вращая его заклинивание под комбайном. Предлагаемая конструкция датчика дает возможность регулировать зону его нечувствительности и исключить ложные срабатывания.

Формула изобретения

1. Датчик негабарита грузов уэкозахватного комбайна, включающий выключатель, укрепленную к кронштейнам корпуса комбайна поворотную ось, на которой закреплены рычаги для взаимодействия с грузом, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью исключения ложных срабатываний и захваты вания негабаритов под комбайном,он снабжен консольно закрепленными на корпусе комбайна двумя листовыми пружинами, расположенными одна над другой перпендикулярно поворотной оси, и кулачком, жестко закрепленным на поворотной оси и расположенным между листовыми пружинами для взаимодействия с ними, при этом сечение кулачка, перпендикулярное поворотной оси,имеет форму параллелограмма.

2. Датчик по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что листовые пружины выполнены с пазами в средней части и стянуты между собой посредством установленного в пазах болта.

3. Датчик по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что рычаги датчика выполнены в виде упругих цилиндрических стержней.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 109521, кл. В 65 G 43/06, 1957

2. Чертеж. Рычаг откидной БК52И.

03.00.002, изготавливаемый Горловским машзаводом, 1975.

797988

Заказ 9918/21 Тираж 853

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я"35, Раушская набъ, д. 4/5

Подпис ное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Пономарева

Редактор Л. Алексеенко Техред Ж.Кастелевич Корректор Н. Стец