Роторный рабочий орган траншейногоэкскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТРРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (798238 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 110978 (21) 2662996/29 "03 (51)М. Кл с присоединением заявки М
Е 02 F 3/26
E 02 F 5/08
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 230181. Бюллетень ЙВ 3
Дата опубликования описания 230181 (53) УДК 621.8 9.48 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В,Ф. Горячев, Н.Г. Дашков, В:П. Медовников, А.Ф. Репкин и Ф.Б. Шушан (71) Заявитель (54) РОТОРНЫИ РАБОЧИИ ОРГАН ТРАНШЕИНОГО
ЭКСКАВАТОРА
Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к траншеекопателям непрерывного действия.
Известен рабочий орган траншейного экскаватора, включающий раму, ступицу, на которой через подпружиненные шарики установлен ротор с ковшами и привод (1) .
Недостатком известной конструкции является быстрый износ шариков при вращении ступицы относительно ротора, когда он прекращает вращения при встрече с непреодолимым препятствием в процессе отрывки траншеи.
Известен также рабочий орган траншейного экскаватора, у которого ротор с закрепленными на нем ковшами свободно смонтирован на цилиндрической:ступице приводного редуктора и соединен с последней посредством ричажно-пружинных приспособлений, имеющих шарнирно укрепленные на роторе двуплечие рычаги, короткие плечи которых своими роликами прижаты к упорным пластинам, установленным так же, как и подпружиненные храповые собачки, в соответствующих окнах корпуса редуктора, а длинные плечи, также снабженнные роликами, — к имеющйм
Фигурные вырезы Фиксирующим планкам, поджатым набором регулирующих пружин (2) .
Известный рабочий орган имеет ряд недостатков, ограничивающих область применения, К ним относятся сложность конструкции и регулирования равномерного поджатия двуплечих рычагов, нестабильность срабатывания рычажнопружинного приспособления, необходимость после устранения препятствия обратного проворота ротора посредством заднего хода тягача, что ведет к непроизводительным затратам времени и, в конечном итоге, снижает производительность рабочего органа.
Цель изобретения — повышение надежности рабочего органа.
Достигается это тем, что он снабжен закрепленным на внутренней цилиндрической поверхности ротора храповым венцом, полуосями, пневмоаккумулятором и поршнями с толкателями, при этом ротор свободно установлен на полуосях, эксцентрично которьм установлена ступица, выполненная с отверстиями для размещения поршней, толкатели которых входят в зацепление с храповым венцом, причем полости отверстий ступицы заполнены жнцЗО костью и соединены с пневмоаккумуля"
798238 тором,, а толкатели шарнирно соеди" иены с поршнями.
На фиг.l схематически изображен рабочий орган, вид сбоку; на фиг.2 сечение А-А на фиг.l; на фиг.3 - сечение В-В на фиг.2; на фиг.4 - разрез
Б-Б на фиг.3.
Рабочий орган траншейного экскаватора содержит раму 1, внутри которой на полуосях 2 и 3 размещается ротор
4 с ковшами 5, имеющий на внутрен- я .ней поверхности храповой венец б.
К полуосям 2 и 3 дрикреплены крышки 7 и 8, в которых на подшипниках
9 установлены три коленчатых вала
10, через зубчатые колеса 11 приводимые so вращение от приводного вала 12. Эксцентриковая часть 13 коленчатого вала 10 размещается на подшипниках 14 в ступице 15. Внутри ступицы 15 в цилиндрических отверстиях установлены поршни 16, шар- 26 нирно соединенные с толкателями 17, и рабочие полости 18 соединены с каналамн 19 с полостью цилиндра 20, внутри которого размещен шток 21 поршня 22, расположенного в цилинд- 5 ре 23 пневмоаккумулятора 24. толкатели 17 имеют контактную поверхность
25, форма которой аналогична зубьям
26 храпового венца б, и закреплен-, ные на них телескопические упругие штанги 27.
Полости 18, каналр 19 и цилиндр
20 заполнены маслом, а рессивер пневмоаккумулятора 24 — воздухом.
Рабочий орган работает следующим образом.
От приводного вала 12, через шес-. терню 11 приводятся во вращение коленчатые валы 10, при этом ступица
15, закрепленная на эксцентриковой части 13 валов 10, начинают совер- 40 шать вращательно-колебательное движение относительно продольной оси ротора, и контактная поверхность 25 толкателей 17, прижатая упругими телескопическими штангами 27 к поверхности храпового венца, последовательно взаимодействуя с зубьями 26 храпового венца, приводит во вращение ротор
4 °
При упирании ковшей 5 ротора в непреодолимое препятствие ротор 4 останавливается, а ступица 15 продолжает совершать вращательно-колебательное движение, при этом толкатели 17., упираясь во впаяны 26, приводят в возвратно-поступательное 55
;движение поршни 16, которые, сжимая жидкость в полости 18 через каналы 19, перемещают поршень 22 внутри цилиндра 23 пневмоаккумулятора
24, сжимая находящийся в нем воздух. фо
При этом ступица, совершая вращательно-колебательное движение, выводит толкатель из зацепления с зубом храпового венца, сжатый воздух возвращает поршень в исходное положение„ и следующий толкатель 17 входит во взаимодействие с зубьями храпового венца. Давление внутри рессивера может быть отрегулировано таким образом, чтобы обеспечить на роторе определенный предельный крутящий момент, и легко контролируется в процессе работы. При выглублении рабочего органа уменьшается сопротивление копанию и ротор начинает вращаться °
Предлагаемая конструкция роторного рабочего органа траншейного экскаватора позволяет предохранить трансмиссию от динамических нагрузок в момент стопорения ротора в забое при встрече ковшей с твердыми включениями, производить регулировку максимально допустимого крутящего момента, передаваемого на ротор в зависимости от уоловий работы, повысить стабильность и точность срабатывания предохранительного устройства, позволяет исключить операции по замене срезных штифтов и по установке ротора рабочего органа в исходное положение путем проворота его в обратном направлении задним ходом тягача без выхода экипажа из машины.
Формула изобретения
Роторный рабочий орган траншейного экскаватора, включающий ротор с ковшами и с внутренней цилиндрической поверхностью, ступицу и рычажно-пружинный предохранительный механизм, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности, он снабжен закрепленным на внутренней цилиндрической поверхности ротора храповым венцом, полуосями, пневмоаккумулятором и поршнями с толкателями, при этом ротор свободно установлен на полуосях, эксцентрично которым установлена ступица, выполненная с отверстиями для размещения поршней, толкатели которых входят в зацепление с храповым венцом, причем полости отверстий ступицы заполнены жидкостью и соединены с пневмоаккумулятором,. а толкатели шарнирно соединены с поршнями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 1888382, кл. Е 02 F 3/24, 21.07.65.. 2. Авторское свидетельство СССР
9 195379, E 02 F 5/08, 19.12.61 (про" тотип) .
798238
17
Составитель Л. Котельникова
Техред М.Табакович, Корректор A. Гриценко
Редактор A. Судын
Филиал ППП Патент, г,ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 99бб/34 Тираж 704 Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5