Система управления гидромехани-ческой передачей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Соцнапнстнческнх
РЕСаУблнК
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (111 798394
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51)М. Кл 3
F 16 H 47/00
В 69 К 17/10 (22) Заявлено 050379 (21) 2732207/25-06 с присоединением заявки М (23) приоритет
Государственный комитет
СС С Р во делам. изобретений и открытий
Опубликовано 2301.81. Бюллетень 89 3
Дата опубликования описания 230181 (53) УДК 621.226-5(088.8) P2) Автор изобретения
®Л y: -"Щфв - / !
И. М. Данильченко (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ
ПЕРЕДАЧЕЙ
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть . использоваЛо в гидромеханических передачах транспортных средств.
Известны системы управления гидромеханической передачей, содержащие гидравлический контур, включающий насос с выходным каналом, магистраль маслопитания, главный золотниковый клапан, кинематически связанный с центробежным и силовым регуляторами, выключатель золотников периферийных клапанов двойного фрикциона и клапан блокировки гидротрансформатора, и электрический контур, включающий блок 15 ручного переключения передач, первый выход которого соединен через микропереключатель со входами электромагнитов понижающей и прямой передачи, второй — co входом электромагни- 20 та понижающей передачи, а третий— со входами электромагнитов клапана заднего хода и понижающей передачи (1) .
Однак ; известные системы управления не обеспечивают в гидромеханической передаче механической связи (без гидравлической) между валом двигателя и ведущими колесами транспортного средства на пониженных 30 скоростях движения (менее 30 км/ч), что значительно ухудшает эффективность торможения транспортного средства двигателем на длинных и крутых спусках и затрудняет проезд участков скользкой дороги и выход транспортного средства из бокового заноса при применении тормозов в этих условиях.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей системы управления гидромеханической передачей.
Ф
Укаэанная цель достигается тем, что гидравлический контур снабжен золотниковым клапаном принудительной блокировки гидротрансформатора, соединяющим магистраль маслопитания с клапаном блокировки гидротрансформатора и гидравлически связанным с
-главным золотниковым клапаном, и выключателем блокировки гидротрансформатора, сообщенным с выходным каналом насоса, а электрический контур — электромагнитом, соединенным с золотником клапана принудительной блокировки гидротрансформатора и подключенным через два последовательно соединенных микровыключателя блокировки ко второму выходу блока ручного переключения передач, причем вто798394 рой выход последнего соединен со входом электромагнита понижающей передачи через диод.
На фиг. 1 показан гидравлический контур системы управления гидромеханической передачи; на фиг. 2 — электрический контур системы управления гидромеханической передачи.
Система управления гндромеханической передачей содержит гидравлический о контур, включающий насос 1 с выходным каналом 2, магистраль 3 маслопитания, главный золотниковый клапан 4, кинематически связанный с центробежным 5 и силовым 6 регуляторами, выключатель 7 золотников периферийных клапанов 8 двойного фрикциона 9, и клапан 10 блокировки гидротрансформатора 11, и электрический контур, включающий блок 12 ручного переключения передач, первый выход 13 кото- Щ рого соединен через микропереключатель 14 со входами электромагнитов 15 и 16 понижающей и прямой передачи, второй выход 17 соединен со входом электромагнита 15 понижающей пере- Зд дачи, а третий выход 18 соединен со входами электромагнитов 19 и 15 клапана заднего хода и понижающей передачи, причем гидравлический контур дополнительно снабжен золотниковым клапаном 20 принудительной блокировки гидротрансформатора 11, соединяющим магистраль 13 маслопитания с клапаном 10 блокировки гидротрансфор" матора 11 и гидравлически связанным магистралью 21 с главным золотниковым клапаном 4, и выключателем 22 блокировки гидротрансформатора 11, сообщенным магистралью 23 с выходным каналом 2 насоса 1, а электрический контур дополнительно снабжен элект- Щ ромагнитом 24, соединенным с золотником клапана 20 принудительной блокировки гидротрансформатора 11 и подключенным через два последовательно соединенных микровыключателя 25 и 26 блокировки ко второму выходу 17 блока 12 ручного переключения передач, причем второй выход 17 последнего соединен со входом электромагнита 15 понижающей передачи через диод 27. О
Система управления работает следующим образом.
При движении транспортного средства в условиях скользкой дороги, на длинных и крутых спусках, а также в местах, где возникает необхо- 5» димость торможения двигателем, ручка блока 12 устанавливается в положение соединения блока питания с выходом
17 для принудительного включения понижающей передачи и блокировки гидро-щ трансфор .: -: тора 11 .
При этом ток через диод 27 поступает на электромагнит 15, который перемещает золотник периферийных клапанов 8, соединяя главную магистраль
3 маслопитания с фрикционом 9 понижающей передачи.
Одновременно через замкнутые контакты микровыключателя 26 и замкнутые контакты микровыключателя 25 ток поступает на электромагнит 24, который воздействует на золотниковый клапан
20. Золотниковый клапан 20, перемещаясь, открывает доступ мала из главной магнстрали 3 в клапан 10 блокировки гидротрансформатора 11.
При этом между колесами транспорт.ного. средства и валом, двигателя устанавливается механическая связь на пониженной передаче редуктора и этим самым обеспечивается эффективное торможение двигателем до минималь- . ной скорости движения и значительно улучшаются условия предотвращения бокового заноса при применении колесных тормозов на скользкой дороге и вывода транспортного средства из начавшегося бокового заноса.
Когда после торможения двигателем появляется потребность разгона транспортного средства, микровыключатель
26 размыкает контакты, электромагнит
24 выключается и отпускает золотнико- вый клапан 20, перекрывая доступ масла из главной магистрали 3 и открывая слив.
При этом разгон транспортного средства осуществляется с усилением крутящего момента двигателя гидротрансформатором.
С целью предотвращения остановки двигателя, когда транспортное средство при торможении снижает скорость до минимальной скорости движения (ниже 5 км/ч) или останавливается, блокировка гидротрансформатора 11 выключается, так как при этом давление масла на выходе масляного насоса 1 резко снижается или отсутствует, а гидравлический выключатель
22 выключает электромагнит 24.
Данная система управления позволяет улучшить эксплуатационные качества гидромеханической передачи, повысив эффективность торможения транспортного средства двигателем, и безопасность движения в условиях скользкой дороги на длинных и крутых спусках.
Формула изобретения
Система управления гидромеханичес-, кой передачей, содержащая гидравлический контур, включающий насос с выходным каналом, магистраль маслопитания, главный золотниковый клапан, кинематически связанный с центробежным и силовым регуляторами, выключатель золотников периферийных клапанов двойного фрикциона и клапан блокировки гидротрансформатора, и электрический контур, включающий блок руч798394
35
Риг. /
% 8 Л
ВНИИПИ Заказ 9989/43 Тираж 1017 Подписное
П оектная, 4
Филиал ППП
П Патент r, Ужгород, ул, р
1 ного переключения передач, первый выход которого соединен через микропереключатель со входами электромагнитов понижающей и прямой передачи, второй — со входом электромагнита по,нижающей передачи, а третий — со вхо дами электромагнитов клапана заднего хода и понижающей передачи, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей гидравлический контур снабжен золотниковым клапаном принудительно
I и блокировки гидротрансформатора, соединяющим магистраль маслопитания с клапаном блокировки гидротрансформатора, и гидравлически связанным с главным золотниковым клпаном, и выключателем блокировки гидротранс-! форматора, сообщенным с выходным каналом насоса, а электрический контур — электромагнитом, соединенным с золотником клапана принудительной блокировки гидротрансформатора и подключенным через два последовательно соединенных микровыключателя блокировки ко второму выходу блока учного переключения передач, причем р второй выход последнего соединен со входом электромагнита понижающей передачи через диод.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 . Мазалов Н. Д., Трусов С. M.
Гидравлические коробки передач. М., "Машиностроение", 1971, с.215, рис. 91.