Клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз CoBofclcHx
Социалистических
Реслублии р>798402
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 1804.79 (21} 2755325/25-08 с присоединением заявки ¹â€”
РЦМ Кл
F 16 К 39/02
Государственный комитет
СССР по делам .изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 230181. Бюллетень № 3
Дата опубликования описания 23.0131 (53) УДК 621. 646 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. К. Коцюбинский и В. Т. г"оловков (73) Заявитель (54) КЛЛПЛН
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано как запорное устройство в различных гидропневмосистемах в авиационной, судостроительной и других областях техники, где требуется обеспечить минимальный вес и габариты арматуры.
Известен клапан, в расточке запорного органа которого, снабженного твердым уплотнителем, размещены шток и втулка с мягким уплотнителем, взаимодействующим вместе с твердым уплотнителем запорного органа на седло (11 .
Недостатком конструкции является то, что запорное устройство не разгружено от давления и требует значительных усилий на перемещение запорного органа при открытии, что вызывает увеличение мощности привода, а следовательно, веса и габаритов всего клапана.
Известен также клапан, в корпусе которого с входным и выходным патрубками размещен запорный орган с установленным в его полости, сообщенной с входным патрубком, подпружиненным разделительным элементом, взаимодействующий с сед."ом L2) .
Однако в данном клапане, хотя и обеспечивается разгрузка разделительного элемента, но полной разгрузки самого запорного органа при подаче среды на клапан не осуществляется, что приводит к увеличению мощности привода, а следовательно," к увеличению его веса и габаритов.
Цель изобретения — уменьшение мощности привода за счет разгрузки запорного органа от давления рабочей среды при подаче ее на клапан.
Указанная цель достигается тем, что в разделительном элементе со стороны выходного патрубка выполнены каналы.
На фиг.1 изображен клапан, разрез, в котором в качестве разделительного элемента использован поршень; на
20 фиг. 2 — вариант клапана, в котором разделительный элемент выполнен в виде сильфона с опорой.
Клапан содержит корпус 1 с седлом
2, входной патрубок 3,:запорный орган
4, внутри которого расположен разделительный элемент 5, взаимодействующий (контактирующий) с упором 6 корпуса 1, выполненным в полости выходного патрубка 7. Разделительный элеЗ0 мент 5 нагружен пружиной 8 и обра798402 зует с запорным органом 4 полость 9, сообщенную каналом 10 с входным па-, трубком 3.
Уплотнение 11 препятствует перетоку рабочей среды из входного патрубка 3 в выходной патрубок 7. На запорном органе 4 имеется бурт 12, ограничивающий перемещение разделительного элемента 5 внутри запорного органа 4.
В разделительном элементе 5 со стороны выходного патрубка 7 выполнены каналы 13, сообщающие полости входного 3 и выходного 7 патрубков .
РаботЬ клапана происходит следующим образом.
В закрытом положении клапана рабо- 15 чая среда, поступая во входной патрубок 3, воздействует на задорный орган 4 и одновременно на разделительный элемент 5 (показано стрелками), поступая в полость 9 через канал 10. 26
При этом усилие от давления, действующее на эффективную площадь разделительного элемента 5, передается на упор 6 корпуса 1, не нагружая запорный орган 4.
При открытии от воздействия привода (не показано), запорный орган 4 отходит от седла 2, а разделительный элемент 5 остается неподвижным, попрежнему передавая на корпус 1 нагрузку, действующую на него. При этом 3() рабочая среда по каналам 13 беспрепятственно проходит на выход клапана.
По мере отхода запорного органа 4 от седла 2 давление во входном и выходном патрубках выравнивается, 35 нагрузка на разделительный элемент 5 снижается и в конце хода запорный орган 4 буртом 12 отрывает разделительный элемент 5 от упора 6, полностью освобождая проходное сечение, с целью исключения влияния разделительного элемента на гидросопротивление клапана.
При закрытии клапана (от.воздействия привода), до подхода запорного органа 4 к седлу 2 разделительный элемент вступает во взаимодействие с упором б и останавливается, а запорный орган 4 продолжает приближаться к седлу 2, при этом объем полости 9 уменьшается и часть рабочей среды через канал 10 вытесняется в выходной патрубок 3. Благодаря дросселирующему эффекту канала 10 скорость движения запорного органа 4 снижается, что предотвращает образование гидроудара в полости входа и разрушение уплотнения запорного органа от соударения с седлом.
Таким образом, благодаря передаче нагрузки с разделительного элемента на корпус, и наличию в нем каналов происходит разгрузка запорного органа от давления при открытии.
Увеличивая площадь разделительного элемента, можно добиться полной разгрузки запорного органа от давления.
Разгрузка запорного органа позволяет уменьшить мощность привода, а следовательно, вес и габариты всего клапана. формула изобретения
Клапан„ в корпусе с входным и выходным патрубками которого размещен .запорный орган с установленным в его полости, сообщенной с входным патрубком, подпружиненным разделительным элементом, взаимодействующий с седлом, отличающийся тем, что, с целью уменьшения мощности привода за счет разгрузки запорного органа от давления рабочей среды при подаче ее на клапан, в разделительном элементе со стороны выходного патрубка выполнены каналы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 338720, кл. F 16 К 1/26, 1970.
2, Авторское свидетельство СССР
Р 442342, кл. F 16 К 25/00, 1973.