Патент 79894

Управляемый тормоз

 

М ?9894

Класс 35с, Bio

СССР

О1-1ИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

И. П. Тарасов

УПРАВЛЯЕМЫЙ ТОРМОЗ

Заявлено 4 мая 1948 года в Комитет по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР за № 378295

Опубликовано 28 февраля 1950 года

Изооретение представляет собой управляемый тормоз для лебедок (подъемных механизмов), выполненный в виде колодки или ленты, прижимаемых к тормозному шкиву.

В производственной практике известны тормозы в которых тормозя щий элемент, колодка или лента прижимаются к тормозному шкиву под воздействием груза или пружины и отводятся вследствие физических усилий рабочего, что требует значительной затраты физического груда для растормаживания механизма. Помимо этого в таких тормозах отсутствует пропорциональ ность между моментом, создаваемым тормозом, и крутящим момен том, подлежащим торможению, что имеет место в так называемых грузо упорных тормозах.

В предлагаемом управляемом тор мозе этот недостаток устранен тем, что тормозная колодка или лента укреплена неподвижно, а тормозной шкив смонтирован на водиле, которое шарнирно связано с одним из валов лебедки. Тормозной шкив приводится во в ращение при помощи жестко с ним связанной соосной шестерни, взаимодействующей с зуб чатым колесом, соосным с осью вра щения водила, в виду чего усилие, с которым тормозной шкив прижимается к тормозящем у элементу, пропорционально рабочему крутяще му моменту.

На фиг. 1 изображена принци пиальная схема управляемого тормоза с колодкой при работе на подъем груза;,на фиг. 2 — то же самое при работе на спуск груза; на фиг. 3 и 4 — аналогичные схемы для тормоза с лентой; на фиг. 5 и 6— фасад и план лебедки с применением тормоза с колодкой.

Тормозной шкив 1 со скрепленной с ним, зубчатой шестерней 2 свобод но вращается на оси 3. Ось 3 может ,в свою очередь несколько перемещаться,по дуге окружности радиусом 3 — 4 относительно вала 4, на который на сажен о зубчатое колесо 5. Зубцы шестерни 2 всегда находятся в зацеплен и и с зубцами колеса 5. Если вращается зубчатое колесо 5, то всегда от :него вращается и шестерня 2, а с ней и тормозной шкив 1. Зубчатое колесо 5 является ведущим для шестерни 2.

Бслп колесо 5 будет вращаться по часовой стрелке, то шестерня 2, находящаяся налево от колеса 5, будет, стремиться овоей осью вращения перемещаться вверх, пока упор

7 не преградит это перемещение.

621 № 79894

6 2

В то же время шестерня 2 будет вращаться относительно своей оси вместе с тормозным щкивом 1 так, что тормозной шкив при этом на.правлении вращения будет находиться на величину зазора. Е (фиг. 3) от своей колодками (или ленты) .

П ри вращении зубчатото колеса против часовой стрелки шестерня 2 под влиянием на правленного вниз усилия от,да влениязубьев колеса 5 будет перемещаться вниз и,прижимать тормозной шкив к тор мозной колодке, причем, чем с большей силой он будет .прижиматься тем больше будет создаваться уравнов— шивающая сила трения на. тор мозном шкиве, т. е. будет иметь место

cBIM0Topìîæeí èå. Опс рная пружина б, ра ботающая на сжатие, уравновеш ивает своим усилием давление только от собственного веса тормозного шкива 1 и шестер н и 2.

Представленная на фиг. 5 и 6 конструкция лебедки выполнена следующим образом.

Подъем груза совершается мотором 8, который через передачи кинематически связан с грузовым канатным барабаном 9. Тормозной шкив 1 при помощи шестерни 2 связан с зубчатым колесом 5, с которым сцеплена также и шестерня 10, укрепленная на валу мотора 8.

В период подъема шестерня 2 и тормозной шкив 1 окружным усилием зубчатого колеса 5, вращающегося по часовой стрелке, приподним аются до упора 7 так, что образуется достаточный зазор между трущимися поверхностями тормозного шкива 1 и колодки 11.

Как только закончится подъем, зубчатое колесо 5 начнет поворачиваться против часовой стрелки (что будет соответствовать, началу спуска), и тормозной шкив окружным усилием колеса 5 на шестерню 2 будет прижиматься к тормозной колодке 11 и через определенный промежуток времени остановится.

Тормозная колодка 11,по отношению к линии, соединяющей центры 8 и 4 колес под углом 90, может при помощи рычага 12, имеющего неподвижную ось вращения И, перемещаться, меняя угол заклинивания .

Уменьшая угол и., можно достичь такого положения, что груз не остановится, а будет опускаться плавно с равномерной желаемой скоростью. Для остановки груза при спуске тормозную колодку ставят в исходное положение, увеличивая угол до прежнего своего значения.

Управление рычагом 12 может производиться либо непосредственно от руки, либо при помощи тяг, либо при помощи электромагнита.

Предмет изобретения

1. Управляемый тормоз грузовой лебедки, заключающий в себе тормозной шкив и колодку, о тл ичающийся тем, что, с целью использования его как грузоупорно го тормоза, тормозная колодка непо движно укреплена, а тормозной шкив смонтирован на водиле, шарнирно связанном с одним из валов лебедки, и приводится во вращение при помощи жестко с ним связанной соосной шестерни, взаимодей ствующей с зубчатым колесом, соосным с осью вращения водила.

2. Тормоз по и. 1, отл и ч а ющи йся тем, что, с целью возможности расторможения лебедки при спуске груза, осуществляемом путем отвода колодки от тормозного шкива, тормозная колодка укреплена на поворотном управляемом рычаге.