Вибропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Соеетскик
Социалистических
Республик
< >799056
К АВТОРСКОМУ СВ ЕТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 0406,79 (21) 2766165/18-25 с присоединением заявки Ио (23) ПриоритетОпубликовано 230181. Бюллетень Н9 3
Дата опубликования описания 2 3. 01. 81 (51)М. Кл З
Н 01 L 41/08
Н 02 N 11/00
Государственный номнтет
СССР
Ао делам нзобретенид н открытн и (53) УДК 537. 228.1 (088. 8) (72) Авторы изобретения
А-В. A. Буда, А. И. Азовцев, В . В. Жаляускас, A.Þ. Жемецкис, В.П.Котов и В.И.Мокин (71) Заявитель (54) ВИБРОПРИВОД
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в маломощных исполнительных и позицирующих устройствах, 5
Известны пьезоэлектрические вибродвигатели, содержащие ротор и упруro c ним сопряженные пьезоэлементы. (11.
Недостатки известных вибродвига- 1п телей состоят в том, что из-эа непостоянства микроконтакта между ротором и наконечником пьезоэлемента, изменений температуры и момента внешней нагрузки, угловая скорость вращения ротора меняется в широких пределах.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является вибропривод, содержащий ротор, упруra сопряженный с ним пьезоэлемент и датчик скорости, подключенный через частотный дискриминатор к управляемому генератору переменного напряж ния. При этом датчик скорости выполнен в виде растрового диска, с кото- 25 рым .сопряжены источник света и фотодатчик, подключенный ко входу усилителя (2) .
Недостатки прибора состоят в сложности конструкции, так как требуется изготовление специального диска.
Кроме этого, датчик углового положения является неэкономичным из-за пот ре бле ни я относительно большого количества энергии для питания источника света.
Цель изобретения — упрощение конструкции и уменьшение энергопотребления.
Поставленная цель достигается тем, что в виброприводе, содержащем ротор, упруго сопряженный с ним пьезоэлемент и датчик скорости, подключенный через частотный дискриминатор к управляемому генератору переменного напряжения, датчик скорости выполнен в виде жестко укрепленных на торцах ротора ферромагнитных колец с радиально расположенными прямоугольными зубьями, которые через воздушный зазор сопряжены с идентичными зубьями на торцовой поверхности П-образного ферромагнитного сердечника с обмоткой индуктивности, а ротор выполнен из ферромагнитного,материала.
На фиг. 1 показана схема вибропривода; на фиг. 2 — вид поперечного сечения ротора и сердечника; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1.
799056
Устройство содержит ротор 1, который выполнен иэ ферромагнитного материала и с которым упруго сопряжен пьезоэлемент 2, на котором установлены ферромагнитные кольца 3 с зубьями 4 на наружных образующих поверхностях. Кольца через воздушный зазор сопряжены с идентичными зубьями 5 П-образного сердечника 6, на котором намотана обмотка индуктйвности 7. Обмотка через усилитель
8 и частотный дискриминатор 9 подключена к управляющему входу генератора 10 переменного напряжения, выход которого подсоединен к обкладкам пьезоэлемента, Вибропривод работает следующим образом.
При включении питания сигнал с генератора 10 переменного напряжения подается к пьезоэлементу 2, который, совершая высокочастотные продольные 20 колебания, сообщает момент вращения ротору 1. Силовые, линии магнитного потока предварительно намагниченного ротора 1, замыкаются через воздушный зазор и П-образный сердечник 6.
При вращении ротора 1 меняется положение зубьев 4, колец 3 относительно зубьев 5 ферромагнитного сердечника.6, из-за чего меняется и величина воздушного зазора между ними, что приводит к изменению магнитного потока в сердечнике 6. В обмот ке 7 индуктируется сигнал, частота которого прямо пропорциональна скорости вращения ротора 1 и количеству зубьев 5. Сигнал с обмотки 7 через усилитель 8 подается к частотному дискриминатору 9, где выделяется сигнал, амплитуда которого пропорциональна величине колебаний угловой скорости ротора. Сигнал с частотного 40 дискриминатора 9 управляет "амплитудой выходного сигнала генератора 10 переменного напряжения таким образом, что меняя амплитуду колебаний пьезоэлемента 2, компенсируются. угловые колебания ротора 1.
Экспериментальные исследования макета вибропривода показывают, что на 20-30% уменьшается энергопотребление, упрощается конструкция, габариты и вес при сравнении с известным
Формула изобрел ения
Вибропривод, содержащий ротор, упруго сопряженный, с ним пьезоэлемент и датчик скорости, подключенный через частотный дискриминатор к у пр авл яемому генератору переменного напряжения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения энергопотребления, датчик скорости выполнен в виде жестко укрепленных на торцах ротора ферромагнитных колец с радиально расположенными прямоугольными зубьями, которые через воздушный зазор сопряжены с идентичными зубьями на торцовой поверхности П-образного ферромагнитного сердечника с обмоткой индуктивности, а ротор выполнен из ферромагнитного мат ериала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 632014, кл. Н 01 Ь 41/10, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2598947/18-10, кл. G 11 В 15/40, 197 8 (прототип) .
799056
Фиг. 2
Аг/
Составитель Б.Баев
Редактор В.Жиленко Техред H.Асталош Корректор М.!Лароши
Заказ 10084/79й Тираж 795 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035,Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5
Филиал ППП Патент,г.ужгород,ул.Проектная,4