Способ передвижения колесношагающего транспортного средствав колесном режиме
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКРМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социапистических
-Республик
<п>800008 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 040479 (21) 2745680/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (51)M. Кл.3
В .62 0 57/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.0181. Бюллетень N94 (53) УДК 629 113..03(088.8) Дата опубликования описания 30.01.81 (72) Авторы изобретения
И.Ф.Кажукало, A.Ë.Kåìóðäæèàí и П.С.Сологуб
1.:
1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНО-ШАГАЮЩЕГО
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В КОЛЕСНОМ
РЕЖИМЕ
Изобретение относится к способам передвижения колесных транспортных средств высокой проходимости а именно к тем иэ них, опорные колеса которых снабжены механизмами шагания и индивидуальными приводами вращения.
Известен способ передвижения колесных транспортных средств путем
1Î вращения их опорных колес (1).
Недостатком данного способа передвижения является пониженное тя- говое усилие, поскольку в нем не используется потенциальная возможность увеличения коэффициента сцепления остановленного колеса.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ пе.— редвижения, относящийся к колеснотранспортным средствам, опорные колеса которых установлены на механизмах шагания,.осуществляющих возвратно-поступательное движение относительно корпуса. В шагающем режиме такого транспортного средства осуществляется качение опорных колес по грунту и их возвратно-поступательное перемещение относительно корпуса машины, а в колесном режиме движение осущест-,30 вляют путем блокировки механизмов шагания опорных колес с последующим включением их тяговых двигателей(2), Однако несмотря на то, что проходимость колесно-шагающих машин, а также их тяговое усилие на крюке в шагающем режиме значительно увеличиваются по сравнению с колесными машинами, их проходимость в колесном режиме не только не повышается, но даже падает в связи с тем, что по окончании шагающего режима опорные колеса могут занимать различные положения, которые только случайно ста+ нут наиболее благоприятными с точки зрения наивыгоднейшего расположения центра тяжести корпуса машины.
Цель изобретения — повышение проходимости путем увеличения тяговосцепных характеристик.
Поставленная цель достигается тем, что в способе передвижения колесношагающего транспортного средства в колесном режиме путем блокировки механизмов шагания опорных колес с последующим включением их тяговых двигателей перед блокировкой механизмов шагания все опорные колеса устанавливают в крайне заднее положение относительно направления движения.
800008
На фиг.1 схематично изображено шестиопорное колесно-шага >щее транспортное средство после окончания движения в шагающем режиме; на фиг.2 ,то же, подготовленное к колесному режиму передвижения; на фиг.3 — то же, в колесном режиме.
Колесно-шагающая машина содержит опорные колеса 1, установленные на корпусе 2 посредством механизмов шагания 3. Каждое колесо 1 имеет тяговый двигатель (не показан), а механизмы шагания 3 имеют средства блокировки (не показаны).
В шагающем режиме вращение колео
1 при их возвратно-поступательном перемещении относительно корпуса осу- 15 ществляется в определенной последовательности.
При этом колеса свободно перекатываются по грунту вперед на величину установленного шага, а затем пере- Щ мещают корпус 2 относительно грунта на такую же величину.
К моменту перехода на колесный режим передвижения колеса 1 могут занимать произвольные положения (фиг.1).
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Перед переходом на колесный режим колесо 1 посредством механизмов шагания 3 перемещают в крайне заднее положение относительно направления дви- ЗО жения (фиг.2) и только затем блокируют все механизмы шагания 3 и включают колесные тяговые двигатели(фиг.3).
Если колеса 1 остаются в положениях, изображенных на фиг.1, то в случае равномерного движения сила веса G транспортного средства и необходимая тяга на крюке Р>,ь (которая может и ентефицироватьсй составляющей веса G sino(при преодолении уклона 4g с углом о ) перераспределяют нормальные реакции между колесами так, что задние из них больше передних, то есть нормальные силы на колесах неодинаковы, причем N ) Й >М . Bce это равносильно тому, что действие силы
Р„, (или 0 ь п > ) равносильно смещению центра тяжести транспортного средства назад, что приводит к нагрузке и пробуксовке передних колес, а задние перегружены и потребуют поэтому большего вращающего момента для их качения.
Перемещение всех колес назад (фиг.2 и 3) в крайнее положение максимально смещает опорный многоугольник нормальных сил N назад, что равносильно перемещению вперед центра тяжести корпуса 2 транспортного средства. Это уменьшает разницу между величинами нормальных сил. В итоге это дает уменьшение максимальных моментов на колесах, увеличение тягово-сцепных характеристик за счет уменьшения или устранения пробуксовки передних колес, улучшение маневренности из-за приближения центра тяжести к геометрическому центру многоугольника опор, повышая в результате проходимость колесно-шагающего транспортного средства в кслесном режиме.
Применение предлагаемого способа передвижения позволяет уменьшить до
20% перегрузку задних колес и увеличить на 10% тягово-сцепные характеристики, что повышает проходимость в колесном режиме, позволяя использовать тихоходный и энергоемкий шагающий режим только в наиболее сложных дорожных условиях.
Формула изобретения
Способ передвижения колесно-шагающего транспортного средства в колесном режиме путем блокировки механизмов шагания опорных колес с последующим включением их тяговых двигателей, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости, перед блокировкой механизмов шагания, все опорные колеса устанавливают в крайне заднее положение относительно направления движения.
Лсточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Антонов А.С. и др. Армейские автомобили. М., Воениздат, 1959.
2. Авторское свидетельство СССР
9 552232, кл. В 62 0 57/02, 1975.
800008 фис. 2
Составитель Д.Аптер
Техред Е.Гаврилешко Корректор Е.Папп
Редактор А.Лежнина.
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4
Заказ 10285/16 Тираж 710 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, iX-35, Раушская наб., д.4/5